• Первая Московская конференция «Религиозность и клиническая психиатрия»

Психопатологические особенности эндогенных приступов в юношеском возрасте с бредовыми идеями религиозного содержания

Попович У.О., Каледа В.Г., Романенко Н.В., Копейко Г.И.

ФГБНУ «Научный центр психического здоровья»,
Москва, Россия

е-mail: uo_popovich@mail.ru

Актуальность изучения бредовых расстройств религиозно-мистического содержания при юношеской приступообразной шизофрении обусловлена высокой частотой встречаемости подобных бредовых состояний (24-28,4%) [Пашковский В.Э., 2007; Siddle R. et al., 2002], сложностью психопатологической структуры бредового комплекса с религиозной фабулой, аутодеструктивным бредовым поведением. Представляется значимым оценить прогностическую роль подобных состояний с учетом возрастной атипии [Каледа В.Г., 2006].

Целью исследования является определение клинико-психопатологических особенностей бредовых расстройств религиозно-мистического содержания, формирующихся в структуре приступов юношеского эндогенного приступообразного психоза (ЮЭПП). 

Материалы и методы. Клинико-психопатологическим методом были обследованы 53 больных ЮЭПП (F20, F25 по МКБ-10) мужского пола, которые в юношеском возрасте перенесли психотический приступ с религиозным бредом.

Результаты, обсуждение. Частота встречаемости психотических приступов с религиозными бредовыми идеями составила 18,1% (53 человека) среди всех больных ЮЭПП, поступивших в отделение группы психических расстройств юношеского возраста клиники НЦПЗ в 2015-2017 гг. Структура изучаемых психотических приступов была представлена аффективно-бредовыми (49,0% — 26 человек), галлюцинаторно-бредовыми (43,4% — 23 человека) и  кататоно-бредовыми состояниями (7,6% — 4 человека). При анализе доманифестного этапа заболевания  было обнаружено, что в большинстве случаев (38 человек — 71,7%) развитие психотического приступа с религиозно-мистической фабулой происходило на фоне предшествующего индифферентного отношения к религии.

Примерно с равной частотой бредовые идеи религиозного содержания  формировались в структуре первого (48,2%) и повторного (51,8%) приступов. Средний возраст развития приступа с бредовыми расстройствами религиозно-мистического содержания составил 24,3 года.

На основании изученных случаев представилось возможным выделить следующие группы, объединенные общими особенностями клинической картины и динамики психотического приступа: 1) с доминированием бреда бесоодержимости (41,5% — 22 человека); 2) с преобладанием острого чувственного бреда: а) мессианского (18,9% — 10 человек) и антагонистического бреда (17,0% — 9 человек), б) бреда греховности (18,9% — 10 человек); 3) онейроидные религиозные состояния (3,7%  — 2 человека).

Доманифестный этап при приступах с доминированием бреда бесоодержимости характеризовался постепенным развитием сверхценного религиозного мировоззрения с формированием симптомокомлекса «метафизической интоксикации» [Дубницкий Л.Б., 1977]. Больные начинали посещать церковь, придерживаться предписанных религией канонов и т.д. Впоследствии, по мере начала психотического приступа, формировались низко систематизированные идеи колдовского воздействия, преследования, значения.  В дальнейшем возникали висцеральные и слуховые псевдогаллюцинации, а так же сенесталгии и сенестопатии, которые  расценивались больными, как момент интервенции в них демонической силы или ее воздействия. Пациенты красочно описывали обстоятельства «проникновения» бесов, подробно рассказывали о своих ощущениях. Бредовая фабула подвергалась тщательной идеаторной обработке. В большинстве случаев причину бесоодержимости пациенты видели либо в наказании, считая, что бес смог проникнуть через «ослабленную неправедными поступками духовную защиту», либо считали, что таким образом они искупают совершенные грехи, называя «бесоодержимость»  посланным Богом испытанием. Явления нарастающих нарушений мышления, ощущение соматического неблагополучия пациенты трактовали как результат воздействия «бесовских сил». На высоте состояния возникали идеаторные и речедвигательные автоматизмы —  формировался синдром Кандинского-Клерамбо. Как правило, в ремиссии полной редукции психопатологического комплекса практически не наблюдалось, сохранялись аффективные колебания, отдельные сенестопатии, резидуальные бредовые идеи воздействия, одержимости с тенденцией к нарастанию и расширению негативных изменений личности.

Доманифестный этап приступа с доминированием бредовых идей греховности характеризовался преимущественно циклотимоподобными колебаниями настроения, диффузной подозрительностью.

Приступ характеризовался острым, по типу «озарения», началом, когда больной внезапно «осознавал», что является «грешником» и начинал вспоминать и преувеличивать значение совершенных в прошлом поступков, придавал негативную окраску объективно нейтральным действиям. В последующем присоединялись сенситивные идеи отношения и бредовые идеи значения. Состояние сопровождалось выраженным депрессивным аффектом, с отчетливым тревожным и тоскливым компонентами. Пациенты были беспокойны, фиксированы на идеях греховности, крайне тягостно воспринимали свое душевное состояние. Активность больных была направлена на непрерывный поиск способа «искупления грехов». Они проводили многие часы в молитвах, посещали церковные службы, вели долгие беседы с представителями церкви, утрировано придерживались постов, иногда – с полным отказом от приема пищи и питья. Важной особенностью данного типа  приступов  являлся высокий риск аутодеструктивного поведения. На выходе из приступа происходила полная редукция бредовых идей, стабилизация аффекта, однако в дальнейшем у большинства сохранялось сверхценное религиозное мировоззрение.

Для доманифестного этапа приступов с фабулой мессианского и антагонистического бреда были характерны биполярные аффективные колебания с элементами психопатоподобного поведения, нарастающие когнитивные нарушения с астенизацией. Приступ начинался подостро, с возникновения низко систематизированных идей значения, отношения, преследования. Затем больной внезапно «осознавал», что он находится в центре борьбы добра и зла, на него «возложена» особая миссия «нести свет людям», «проповедовать истину». В дальнейшем к клинической картине присоединялся вербальный псевдогаллюциноз со звучанием двух и более «голосов», принадлежащих Богу, ангелам и демонам. Данное состояние сопровождалось маниакальным аффектом, на фоне которого пациенты совершали нелепые и импульсивные поступки. На выходе из психотического приступа наблюдалась полная редукция психопатологического симптомокомплекса, формировалась частичная критика к перенесенному состоянию.

В 3,7% (2 пациента) религиозные бредовые расстройства возникали в структуре онейроидных состояний. Доманифестный этап был представлен сезонными колебаниями настроения, транзиторными неврозоподобными расстройствами. Психотический приступ начинался с появления аффективно насыщенных бредовых идей отношения,  значения религиозного содержания. В дальнейшем присоединялись  деперсонализационно-дереализационные расстройства, бредовая инсценировка с ложными узнаваниями, лабильным аффектом с переходом от гипоманиакального состояния к выраженным тревоге и страху, отдельные элементы синдрома Кандинского-Клерамбо.

На высоте состояния формировались антагонистический и мессианский бред религиозного содержания, возникала двойная ориентировка с развитием иллюзорно-фантастического онейроидного помрачения сознания, развернутый синдром Кандинского-Клерамбо с эпизодами кататонического возбуждения и ступора. При этом больные «становились» активными участниками фантастических событий: «нисходили» в ад, считали себя умершими, «попадали» на Страшный суд, а так же «возносились» на небеса. В ремиссии формировалась критика к перенесенному состоянию, восстанавливалась социальная и трудовая адаптация.

Заключение. Таким образом, в процессе изучения были получены новые данные, касающиеся клинико-психопатологических особенностей, условий возникновения бредовых расстройств религиозно-мистического содержания при ЮЭПП. Планируется  исследование клинико-катамнестического материала по теме с целью уточнения разновидностей течения и исхода заболевания при данной форме ЮЭПП, характера их корреляции с выделенными клиническими типами изученных приступов.

  • Список литературы
  1. Дубницкий Л. Б. Клиническая типология состояний метафизической интоксикации в юношеском возрасте. / Л.Б. Дубницкий // Журн. невропатол. и психиатр. — —  в. 3. —  с. 432—439.
  2. Каледа В.Г. Психопатологические особенности первого психотического эпизода юношеского эндогенного психоза и его типологические разновидности / В.Г. Каледа //Психиатрия. – М. —   — № 4-6(22-24). — С. 7-15.
  3. Пашковский В.Э. Психические расстройства с религиозно-мистическими переживаниями / В.Э. Пашковский. // Издательский дом СПбМАПО. – М. – 2006. — 329с.
  4. Siddle R. et.al. Religious delusions in patients admitted to hospital with schizophrenia // Soc. Psychiatry Psychiatr. Epidemiol. — 2002. – Vol. 37. – P. 130-138.

Тезисы доклада на Первой Международной Московской Конференции «Религиозность и клиническая психиатрия», Москва, 20-21 апреля 2017 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *