• Первая Московская конференция «Религиозность и клиническая психиатрия»

Методология работы

Медикаментозное лечение в амбулаторных условиях, его коррекция требуют регулярного наблюдения: не реже одного – двух визитов в течение месяца, и такая частота может быть необходима в течение двух – трех и более лет в зависимости от психического состояния пациента.

Врачебно-консультативная работа с больными с религиозным мировоззрением требует взаимодействия со священниками по целому ряду вопросов, касающихся как отдельно взятого пациента, так и проблемы психического заболевания в целом.

Общению со священниками уделяется много внимания в отделении. Сложились контакты по существу со всеми учреждениями Московской Патриархии и настоятелями большинства храмов Москвы и Московской области.

Определены и закреплены в повседневной работе некоторые важные положения:

— Вера непознаваема, непостижима, однако, религиозный опыт больных может быть подвергнут анализу и учтен при профессиональном диагнозе и лечении психического заболевания.

— Удается достичь взаимопонимания по поводу патологических переживаний больных, которые может обнаружить священник во время доверительного разговора: такого рода переживания не могут составлять тайну исповеди и должны быть известны врачу-психиатру.

Проблема соотношения духовных и психических расстройств не поддается схематичному решению. Вопросы духовного повреждения и душевного психического переживания не могут быть рассмотрены одновременно и в одной плоскости. «Духовное повреждение» – язык церковно-философский, ставший обиходным выражением. В нем собрано и звучит православная оценка того или иного поступка, серии поступков и даже жизни человека в свете Евангелия и исполнения заповедей.

Понимание причин психических заболеваний среди священников на языке церковного обихода замыкается на нечистой силе, бесовском воздействии. Тексты Священного Писания привлекаются не как базисные основы суждений, но прямолинейно, в конкретной форме и прямом сопоставлении с теми или иными психическими расстройствами. Нередко эти высказывания повторяются буквально психически больными и их родственниками. Возражения врача на этот счет не воспринимаются, в лучшем случае остаются без ответа. Вместе с тем, когда священники видят положительные результаты лечения, в аналогичных случаях они используют возможность лечения у психиатра.

В наше время в поисках помощи в церковь обращаются многие больные с психическими расстройствами, нередко именно в церковь впервые приходят за помощью. Можно быть уверенным, что ориентированность в психопатологии поможет священнику в его пасторской деятельности, сделает возможным углубить его внимание к исповеди.

То, что случается при психических заболеваниях не всегда и не сразу очевидно и понятно в повседневной жизни. Болезненное состояние человека проявляется через поведение или отдельные поступки. Заболевая психически, человек не всегда теряет социальную активность и успехи. Интеллектуально-мнестический потенциал личности, творческие возможности вносят коррективы, могут обеспечить карьеру, высокий успех, но не оградят от того, что связано с психической болезнью, даже в сравнительно мягких вариантах ее течения, когда стирается аутоидентичность, переменчиво настроение, неопределенны волевые усилия или овладевает страх, паника, смутные тягостные телесные ощущения, навязчивые переживания. Это лишь общая часть картины состояний, которая имеется у целого ряда амбулаторных пациентов. В подобных случаях, прежде чем идти к врачу, они оказываются в церкви.

Отдельного внимания заслуживает отчитка (то есть изгнание бесов) – одна из форм духовной защиты от воздействия зла, бесовского начала, которая проводится в церкви. У больных с психическими расстройствами, по данным наших клинических наблюдений, отчитка воспринимается по-разному: нейтрально; помогает, но не исцеляет; либо, напротив, вызывает чувство отдаленности от Бога, покинутости, богооставленности. Оживляет идеи бесовского воздействия, связанные с ними протопатические ощущения, усиливает тревогу и напряжение, наполненную бредовым содержанием.

Отчитка в отношении психически больных не может быть признана адекватным средством религиозной поддержки. Эта точка зрения не является чем-то новым, она высказывалась уже в XIX веке (имеются опубликованные в периодических изданиях статьи и доклады, отчеты, адресованные Священному синоду).

Пациент с психически расстройствами – зона совместной ответственности врача-психиатра и священника. Основная задача при этом избежать противоречивых советов и наставлений. Священник не должен заходить на поле медицинской ответственности и отменять назначенное психиатром лечение.

Врач-психиатр в беседе со священником должен быть готов к интерактивному обмену информации: сформулировать и изложить медицинское, биологическое понимание психических расстройств и психического заболевания; а также в каждом удобном случае прояснить для священника проблему суицидальной и социальной опасности при психических заболеваниях.

Контакт со священником, равно как и с пациентом, имеющим религиозное мировоззрение, требует от врача-психиатра специальных знаний, осведомленности в книгах Библии и Священного Писания.

 

Комментирование запрещено