• Первая Московская конференция «Религиозность и клиническая психиатрия»

Спектр патологической религиозности у больных с эндогенными психическими заболеваниями

Борисова О.А.                                                

Спектр патологической религиозности у больных с эндогенными психическими заболеваниями

ФГБНУ «Научный центр психического здоровья»,
Москва, Россия

 e-mail: olga.borisova@gmail.com

Цель/задача: Выделение, описание и анализ психических расстройств с религиозной фабулой с целью выявления тактики ведения и лечения этих состояний.

Дизайн и методы: Под патологической религиозностью в настоящем исследовании понимаются психические расстройства, лежащие в основе или искажающие принятие и усвоение традиционных религиозных убеждений, ведущие к измененному этими расстройствами религиозному поведению и образу жизни больных. В данной статье мы не касаемся проблемы наличия или отсутствия патологических элементов в самих системах религиозных верований, которые оказывают весьма существенное влияние на личность пациентов (то есть не рассматриваем вопрос о том, содержит ли религиозная система верований психофизические методы, приемы воздействия на личность или же содержит в своих формулировках, в своих догматических положениях такой материал, который может оказать пагубное воздействие на здоровье, психологическое благосостояние, структуру характера, или приспособленность к жизни верующего).

С целью исследования патологической религиозности было проведено обследование 857 больных (мужчин 300 чел., женщин — 557), страдающих психическими расстройствами и имеющих религиозное мировоззрение, направленное на выявление наличия проявлений патологической религиозности.

Наличие проявлений патологической религиозности было выявлено у 326 больных — 38 % от общего числа обследованных больных.

Методы исследования: клинико-психопатологический, клинико-катамнестический, клинико-патопсихологический. Выделение и описание типов патологической религиозности сопровождалось выявлением глубины психических нарушений при этих расстройствах, определением синдромологической характеристики, нозологической принадлежности и вероятности поведения, опасного для больных и окружающих.

Проводился анализ и статистическая обработка соотношения вида патологической религиозности и вариантов терапевтического ведения и психофармакологического лечения больных.

Полученные данные были изучены посредством факторного и корреляционного анализов, а также — дискриминантного анализа вариаций.

Результаты: Были выявлены следующие основные значимые результаты.

Выявлено соответствие выделенным и описанным видам патологической религиозности различных регистров глубины психических нарушений.

 Таблица 1  Соотнесение видов патологической религиозности с регистром психических расстройств

Виды патологической религиозности Регистр психических нарушений
Токсическая вера Психопатический (личностные расстройства)
Навязчивые религиозные ритуалы Невротический
Анорекися по сверхценным религиозным убеждениям
Депрессивные состояния с конгруэнтными религиозными идеями греховности, которые на высоте сопровождались чувством богооставленности Аффективный
Депрессивные состояния со сверхценными сомнениями в правильности выбора веры
Сверхценно – паранойяльные религиозные состояния Паранойяльный
Бред духовной ипохондрии
Эсхатологический бред Параноидный
Анорексия в форме бредового поведения с бредовыми идеями религиозного содержания Галлюцинаторно-параноидный
Апокалиптический бред
Бред экспансивного характера и  депрессивного характера
Религиозное стояние, застывание, мутизм Кататонический
Фрагментарные религиозные идеи Органический (органическое поражение головного мозга)

Токсическая вера

Патологическая религиозность по типу токсической веры при пограничных, минимальных психических расстройствах проявляется в виде подмены конвенциональных христианских ценностей стремлением к наживе, власти, славе, сексуальному всемогуществу, господству, доминированию. Эти лица высказывают либо демонстрируют приверженность традиционным, ожидаемым в данном конкретном окружении религиозным ценностям, но в дальнейшем не подкрепляют свои заявления конкретными поступками и действиями. Обычно совершаемые ими действия подчинены не следованию заповедей, а целью их является достижение какой-то своей цели. По внешним проявлениям, манере поведения, присутствию и поведению в храмах носители такого мировоззрения могут представляться глубоко верующими людьми, но зачастую за благообразием их поведения стоят конкретные цели, а именно, приобретение преимущества в карьерном или политическом росте.

Пациентам свойственно манипулирование мнением, поведением и чувствами других людей, которое приводит к выгодным для них результатам. Со временем такое поведение приводит к появлению проблем в межличностных отношениях, и, следовательно, вызывает у окружающих сомнение и осуждение не только самого человека, но и декларируемых им постулатов.

Именно поэтому их религиозность обозначается термином «токсическая вера», т.е. вероисповедание, которое отравляет и разрушает их собственную духовную жизнь и жизнь окружающих.

Анорексия по религиозным убеждениям

В ряде случаев у больных преимущественно молодого возраста отмечалось поведение, когда они добровольно, сознательно ограничивали прием пищи как количественно (сокращение объема вплоть до полного отказа от еды), так и качественно, избирая только пищу не животного происхождения (постную). Больные делали это с целью достижения такой массы тела и такого аскетического внешнего вида, которые в их представлении должны быть у истинно верующего человека, который соблюдает все предписанные посты. Больные считали, что они имеют избыточный вес по сравнению с этим идеалом. Эти дисморфоманические идеи носили сверхценный характер, доминировали над другими мотивами в их жизни. Больные скрывали свои попытки скорректировать вес, избегали общих трапез, пытаясь утаить свои истинные размеры от ближних, носили особые фасоны одежды. Больные высказывали идеи, что священник, видимо, замечает их избыточный вес и осуждает их за несдержанность в еде. Идеи отношений носили фрагментарный характер, и склонности к их систематизации не отмечалось.

Во всех случаях у пациентов отмечался подавленный фон настроения, преобладающим был тоскливый аффект. Крайне редко наблюдались явления булимии и не отмечались нарушения рвотного поведения. Такая целенаправленная деятельность по исправлению своего физического и духовного недостатка приводила к потере веса, истощению, не достигающему однако степени кахексии, сомато-эндокринологическим сдвигам, нарушению социального поведения. Это и приводило к обращению к психиатрам, в основном по настоянию родных.

Депрессивные состояния с конгруэнтным религиозными идеями греховности, которые на высоте сопровождались чувством богооставленности.

На высоте депрессивной фазы возникало чувство отчаяния и безнадежности, которое сопровождалось особым тягостным ощущением богооставленности. Больные говорили, что Бог их совсем забыл и оставил, они не чувствуют Его присутствие в их жизни, не ощущают Божественной благодати на службах, облегчения от молитв, и это повергало их в отчаяние. Больные воспринимали богооставленность как наказание Божие за их неправильный образ жизни, грехи и нераскаянность. Состояние богооставленности обычно сопровождалось мыслями о никчемности дальнейшего существования, появлением мыслей о нежелании жить и суицидальных намерений. Эти состояния являются особенно опасными в плане суицидальных действий, потому что мотивация борьбы, избегания самоубийства как наивысшего греха нивелируется на фоне убеждения, достигающего бредового уровня, что Бог их оставил. У наших больных с депрессивными бредовыми идеями греховности и богооставленности в 67 % случаев наблюдались суицидальные мысли и намерения, и 21% случаев — суицидальные попытки. Синдромологически: депрессивно-бредовая симптоматика с конгруэнтными бредовыми идеями в рамках депрессивной фазы при аффективном психозе.

Сверхценно-паранойяльные религиозные состояния.

Данный вид патологической религиозности начинался в большинстве случаев в подростково-юношеском возрасте, исподволь, незаметно, с появления интереса к религии, увлечения историей церкви, особенностями богослужения, интереса к религиозной музыке, архитектуре. На ранних этапах болезненные проявления представляли собой сверхценные построения, внешне сходные с утрированными проявлениями нормальной религиозности. В дальнейшем больные начинали ежедневно ходить в церковь, уделяли по 5-6 часов в сутки молитвенному правилу, посещали такие монастыри, в которых богослужение совершалось по полному уставу без каких-либо сокращений. Они истово соблюдали религиозные правила. Если же они не успевали полностью вычитать молитвы, то отказывались от еды. Во время постов питались только хлебом и водой раз в сутки. Они полностью отказывались от чтения светской литературы и просмотра телепередач, называя это дьявольской культурой. Это сочеталось с холодностью и безразличием к родным, своим близким, не разделявшим их религиозных убеждений, которых называли «слугами дьявола». В категорической форме настаивали на том, чтобы их родные полностью выполняли монашеские требования, и если они сталкивались с невыполнением своих требований, то устраивали дома погромы, были и агрессивны и враждебны по отношению к близким, оскорбляли их. Эти больные были непоколебимо убеждены в своей правоте и с неадекватным упорством отстаивали свои религиозные взгляды. У них полностью отсутствовала критика к своему состоянию и борьба мотивов.

Они совершенно не поддавались коррекции ни со стороны родственников, ни со стороны церковнослужителей. Патологические идеаторные построения у этих больных отличались особой стойкостью, тенденцией к постепенному расширению круга лиц, вовлеченных в их противостояние. Проявления внешней религиозности (крайний аскетизм в виде резкого похудания, чрезмерное многочасовое молитвенное правило, самовольное принятие на себя подвигов) резко контрастировали с дефицитом эмоциональности по отношению к близким и родственникам (холодность, отчуждение, агрессивность). Кроме того, в пользу эндогенного заболевания также свидетельствовало появление в психическом статусе больных подозрительности, идей отношения, преследования, нарушений мышления особого типа (эхо-мысли, открытость мыслей, эпизоды вкладывания или отнятия мыслей). Спустя 3-5 лет наблюдалось постепенное прогрессирование заболевания с присоединением бредовых идей отношения, преследования, которые вытекали из основного содержания религиозного бреда.

Галлюцинаторно-параноидные состояния с бредом религиозного содержания по преобладающему аффекту разделялись на бредовые расстройства экспансивного характера (мессианства, реформаторства, целительства, вдохновения) и депрессивного характера (бред греховности, апокалипсический бред, бред бесоодержимости).

По содержанию бредовые переживания с религиозной фабулой, выявленные в нашем исследовании, отличались значительным разнообразием и проявлялись в следующих вариантах:

Бред мессианства – обычно содержал высказываемые больными идеи о возложенной на них высокой миссии духовного или религиозного характера.

Бред греховности – проявлялся в убеждениях больных в том, что они нарушили заповеди Бога, осквернили святыни, не устояли перед соблазнами сатаны, отступили от данных ранее обетов, что обычно сочеталось с депрессивным аффектом.

Бред реформаторства являлся вариантом бреда величия, характеризовался идеями коренного религиозного или духовного переустройств в жизни общины, страны, всего мира. Нередко сочетался с идеями преследования и, как правило, являлся систематизированным.

Апокалиптический бред наблюдался в основном у больных в чувственным бредом и сопровождался выраженным чувственным компонентом ощущения происходящего в данный, переживаемый больным в настоящий момент, конца света, гибели всего мира. Обычно сопровождался антагонистическим бредом.

Бред целительства выражался в убеждении о полученных религиозным образом (через церковные дары или ритуалы, или видения) способности исцелять других людей. Нередко наблюдался в рамках инвертированного варианта синдрома Кандинского-Клерамбо.

Бред одержимости также был представлен в двух вариантах: бред одержимости и бред вдохновения (или бред одержимости высшими силами).

Бред одержимости сопровождался убеждение больного в том, что в него вселилось некое демоническое, враждебное существо, злой дух, нечистая сила, дьявольское начало, нечистый дух.

Бред одержимости высшими силами (бред вдохновения) выражался в убеждении больного в том, что в него вселились святой дух, ангел, бог, и которые действуют внутри его, определяют его побуждения, действия, мысли.

Была выявлена зависимость религиозной фабулы бреда от доминирующего аффекта приступа: параноидный бред экспансивного характера с идеями мессианства, реформаторства, целительства, религиозно-экстатического вдохновения разворачивался на фоне маниакального аффекта, в то время как аффективные расстройства депрессивного полюса имели место при бреде греховности, апокалипсическом бреде, некоторых вариантах бреда бесоодержимости.

Кататонический регистр патологической религиозности (религиозное стояние, мутизм) представляют собой такие проявления, как застывания иногда в необычных позах, особенно во время богослужений, когда больные не реагируют на окружающую обстановку, на обращение к ним. Эти состояния не являются изолированными, а имеют место наряду с другими психопатологическими симптомами, указывающими на их принадлежность к кататоническому регистру психических расстройств.

Присоединение органического регистра.

В этих случаях речь идет о фрагментарных бредовых расстройствах религиозного содержания на конечных этапах шизофренического процесса, осложненного сопутствующими сосудистыми или нейродегенеративными заболеваниями.

Бредовые проявления представляют собой отдельные, несвязанные построения религиозного содержания у больных, которые часто являются хроническими носителями голосов, либо разрозненных несистематизированных или резидуальных бредовых идей религиозного содержания. Фактически это больные, в прошлом перенесшие параноидный бред с религиозной фабулой и находящиеся на этапе выраженных негативных и когнитивных расстройств, которые нередко проявляются в тотальной или парциальной интеллектуальной недостаточности. Данный вид патологического религиозности формируется при присоединении сосудистых и инволюционных процессов к эндогенному заболеванию на конечных этапах распада бредовой системы религиозного содержания.

Заключение: патологическая религиозность может наблюдаться при различных регистрах глубины психических нарушений и на разных этапах течения эндогенных заболеваний и шизофрении: в доманифестный период, при манифестации заболевания в период приступов и экзацербаций, в постприступный период и в состояниях терапевтической ремиссии.

Каждая из видов патологической религиозности может быть охарактеризована по нескольким критериям. Во-первых, по личностным паттернам: особенностям, расстройствам или нарушениям. Во-вторых, по особенностям социального функционирования. В-третьих, по отсутствию, либо наличию продуктивной психотической симптоматики. В-четвертых, по механизму формообразования. В-пятых по возможным асоциальным проявления. В конечном итоге, каждому их выделенных видов требуется/рекомендуется определенный комплекс лечебных и реабилитационных мероприятий. Круг оказания помощи может распространяться от пастырского консультирования (духовного руководства) до психофармакологического лечения, а в случае необходимости — наблюдения и ухода за тяжелыми инвалидами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *