• Первая Московская конференция «Религиозность и клиническая психиатрия»

Диалог Т.А. Флоренской в работе с зависимыми от употребления алкоголем и их родственниками

Бабурин А.Н.1,3, Борисова О.А.1, Соборникова Е.А.2, Магай А.И.1,3, Казьмина Е.А.1

 [1] ФГБНУ НЦПЗ, Москва

[2] ГБУДО РМАПО, Москва

[3] Межрегиональное общественное движение в поддержку семейных клубов трезвости, Москва, Россия

 Доклад на Конференции, посвященной памяти Т.А. Флоренской, 27 января 2017 года, ПСТГУ

Актуальность проблемы злоупотребления алкогольными напитками как в нашей стране, так и во всем мире в целом в настоящее время не вызывает сомнений. Изучению вопроса алкогольной зависимости были посвящены труды многих исследователей. В III веке святой православной Церкви святитель Иоанн Златоуст писал: «Пьянство – несчастье, над которым смеются; болезнь, над которою издеваются; произвольное беснование, которое хуже умопомешательства». Известный русский психиатр, невропатолог, физиолог и психолог В.М. Бехтерев признавал за алкоголизмом негативное влияние, имеющее огромное государственное значение. По данным ВОЗ за 2015 год во всем мире в результате вредного употребления алкоголя ежегодно происходит 3,3 миллиона смертей, что составляет 5,9% всех случаев смерти. В своих обращениях патриарх Русской Православной Церкви Кирилл неоднократно заявлял о важности решения проблемы алкогольной и наркотической зависимости[1]. Профессионалы в области наркологи утверждают, что традиционные медицинские методы оказания помощи людям, страдающим алкоголизмом и наркоманией, в недостаточной степени эффективны (Валентик, 2001) [1], в связи с чем требуется внедрение иных, альтернативных методов лечения и реабилитации [2].

В связи с этим особый интерес представляет концептуальный взгляд на природу алкоголизма и наркомании. Согласно авторитетного мнения Владимира Худолина[2] в истории изучения этого вопроса наблюдалась смена научных парадигм – от морализаторского подхода к подходу исключительно медицинскому (Hudolin, 1991) [3]. В то же время в последние десятилетия мы вновь наблюдаем изменение научной парадигмы на природу зависимостей. На место изолированных друг от друга подходов к проблеме алкоголизма и наркомании — нравственного или только лишь медицинского, приходит новое понимание, включающее в себя как биологическое, так и психо-генетическое, а также социально-духовное измерение. Новый подход, обозначаемый как био-психо-социо-духовный, нашел поддержку и свое последовательное развитие в научных исследованиях российских специалистов (Валентик, 2002, Соборникова, 2012) [4][5].

Другим важным, но вызывающим бурную полемику положением в теории зависимостей от психоактивных веществ является предположение, высказанное югославской научной школой (Худолин, 1994) [6], которое заключается в том, что алкоголизм является заболеванием не только лишь с медицинской точки зрения. Алкоголизм становится следствием определенного образа жизни, или стиля поведения, что является результатом патологического жизненного уклада. Такое предположение имеет право на существование, если мы будем рассматривать алкоголизм как определенное состояние, в котором имеют место и проблемы медицинского характера (Альтшулер, 2002) [7], так и нарушения в области психологии межличностных и внутрисемейных отношений (Москаленко, 2009) [8]. Характерным для алкоголизма является и нарушение системы социальных связей в социальной сети (Казьмина, 1997) [9], а также особое ценностно-смысловое, или духовное восприятие жизненных смыслов (Ларичев, 2003) [10].

В связи с этим особое значение представляет выбор методов воздействия и влияния на сложившуюся в результате патогенеза систему разно уровневых нарушений. Среди существенных проблем, с которыми сталкиваются специалисты в процессе оказания помощи зависимым, необходимо отметить трудность в принятии ими ответственности за свое поведение, перенос ответственности на близких значимых людей. Выбор трезвенной позиции часто воспринимается ими только лишь как трезвость химическая, в то же время у таких людей не происходит глубокого переосмысления ценностных и смысловых установок личности, что в конечном итоге приводит к непродолжительным ремиссиям и частым срывам. По мнению специалистов, имеющих опыт длительной комплексной помощи этому контингенту пациентов (Бабурин, 2008) [11], важнейшее значение в реабилитационной работе имеет формирование установок на изменении всего образа жизни пациента и членов его семьи. Хотелось бы обратить внимание на важность изменения стиля поведения всей семьи в целом в виду особой значимости системы семейных отношений в структуре формирования и поддержания поведения, связанного с зависимостью от химических веществ (Nastasic, 2012) [12]. Реабилитационные мероприятия, осуществляемые в разделенных сообществах зависимых людей или членов их семьи (что характерно для реабилитационных программ англосаксонской традиции, в том числе духовной направленности, как, например, 12-ти шаговая программа), способствуют изоляции их друг от друга и не включают совместный компонент семейной реабилитации (Zoričić, 2016) [13], вследствие чего оказывается. В то же время исследования европейской школы по вопросам преодоления зависимостей показывают, что использование семейно-ориентированных программ помощи в большей степени способствует процессу установления гармоничных отношений в семье и коллективе за счет интенсивной актуализации естественных защитных механизмов семьи (Худолин, 1994) [14].

С 1992 года в России действует программа семейной амбулаторной реабилитации людей, пристрастившихся к употреблению алкоголя и других психоактивных веществ и действий «Православные приходские семейные клубы трезвости (ППСКТ)». Возникнув на стыке объединения усилий Русской Православной Церкви и мирового научного опыта в области реабилитации зависимых от употребления психоактивных веществ и действий, программа получила поддержку среди научной общественности, специалистов различных областей знаний, представителей духовенства. Разрешительной базой для осуществления деятельности семейных клубов трезвости в России являются основополагающие государственные медицинские [15][16] и церковные документы [17], в которых рекомендуется создание семейных клубов трезвости для реабилитации зависимых от психоактивных веществ в естественной среде[3],[4]. Курируют программу, построенную на принципах терапевтического сообщества, мультидисциплинарная команда специалистов (Бабурин с соавт., 2016) [18]. Руководит программой — клирик Русской Православной Церкви протоиерей Алексий Бабурин, прошедший специальную подготовку в Италии в 1992 году[5]. Мультидисциплинарный принцип работы и практическое применение семейного подхода (Бабурин c соавт., 2015) [19] сочетаются в реабилитационной работе семейных клубов трезвости с использованием религиозных копинг-стратегий (Магай, Казьмина, 2015) [20].

Важным принципом работы семейных клубов трезвости, обеспечивающим успешное взаимодействие в группе специалистов, зависимых людей и членов их семей, является использование на практике принципов духовно-ориентированного диалога Тамары Александровны Флоренской. Применение духовно-ориентированного диалога в сочетании с комплексом реабилитационных мероприятий, осуществляемых в клубах, оказывает влияние на изменение ценностно-смысловых образований у людей, страдающих алкоголизмом и наркоманией, и членов их семей. Вследствие этого происходит изменение всего семейного уклада, меняется образ жизни семьи в целом. Положительное влияние духовно-ориентированного диалога на процесс реабилитации у зависимых от психоактивных веществ было отмечено еще Т.А. Флоренской[6] (Бабурин, 2009) [21].

Для участников клубов имеет значение, что работа в клубах осуществляется в духе соборности, свободы и доверия. Назидательная лекция противоречит клубному духу. Обращение к духовному «Я» актуализирует лучшее начало и способствует глубокой ценностно-смысловой переработке и осмыслению трудных жизненных ситуаций. К тому же только в режиме естественного общения, или диалога может быть актуализирован естественный защитный семейный механизм (Hudolin, 1986) [22].

Необходимо отметить, что в работе семейных клубов трезвости важным является использование всех принципов, характерных для духовно-ориентированного диалога (Флоренская, 2006) [23]. Многолетний опыт работы в семейных клубах трезвости с людьми, страдающими зависимыми формами поведения, показывает, что глубокое изменение ценностно-смысловых установок личности и формирование устойчивой многолетней ремиссии становятся возможными при использовании базовых инструментов принципа диалогического собеседования Т.А. Флоренской. Если говорить в терминах автора, то достигая «равновесия доминанты на собеседнике и вненаходимости», участники клубов оказываются способны продуктивно делиться собственным положительным опытом трезвой жизни, добиваясь позитивного контакта с другими участниками, что способствует изменению образа жизни членов семьи, или семейного стиля поведения (Бабурин, 2009) [24].

Сотрудничество научно-обоснованных принципов работы и живого энтузиазма и творческой энергии участников клубов имеет практические результаты: в семейных клубах трезвости в Москве и других регионах России еженедельно реабилитацию проходят свыше 150 человек (зависимые от употребления ПАВ и члены их семей), проводятся спортивные и творческие мероприятия, осуществляется паломническая деятельность. Необходимо отметить, что специалисты и волонтеры клубного движения участвуют в научных семинарах и конференциях, ведется издательская и научно-методическая работа, осуществляется обучение волонтеров по специально разработанным программам. В 2013 году в работе курсов подготовки руководителей православных приходских семейных клубов трезвости принимала участие М.Ю. Колпакова. Живое общение с ученицей Т.А. Флоренской способствовало более глубокому пониманию и осознанию метода Флоренской участниками курсов и клубного движения. На конференции с международным участием, прошедшей в Москве в марте 2016 года, зарубежными специалистами из Сербии и Хорватии была отмечена доброжелательная атмосфера, в которой происходило общение участников клубов. Профессиональные врачи отметили, что такой теплый душевный настрой во время занятия положительно отличает клубную работу в России и за рубежом. Мы считаем, что одной из значительных причин, способствовавших  этому, явился приобретенный на клубных встречах опыт диалогического собеседования по Флоренской.

Об эффективности работы в семейных клубах трезвости свидетельствует исследование, проведенное в НЦПЗ в 2012-2015 гг., в ходе которого оценивалось качество ремиссии у людей, прошедших реабилитацию в семейных клубах трезвости (Бабурин с соавт, 2015) [25]. В результате исследования было отмечено, что в программе были реализованы копинг-стратегии, опирающиеся на религиозном мировоззрении и традиционных семейных ценностях в их христианском понимании (Копейко, 2016, Бабурин 2015) [26][25]. Также были сделаны наблюдения о том, что в работу клубов была включена проблемно-ориентированная эмоциональная поддержка и полное принятие людей с аддиктивными расстройствами. Исследователями было отмечено, что психотерапевтические  интервенции в процессе работы с семьями зависимых от употребления психоактивных веществ осуществлялись на основе духовно-ориентированного диалога Т.А. Флоренской [27].

В результате проведенного исследования было отмечено формирование устойчивой ремиссии у значительного числа участников программы, что сопровождалось возникновением чувства удовлетворенности жизнью и более реалистичным отношением к себе. У исследуемых вырос уровень социализации, нормализовались семейные отношения, появились семьи, в которых также родились дети, восстановились профессиональные навыки.

Список литературы

  1. Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года (утв. Указом Президента РФ от 9 июня 2010 г. N 690).Доступно по: http://www.scrf.gov.ru/documents/16/118.html. Ссылка активна на 30.06.2016
  2. Валентик Ю.В. Реабилитация в наркологии: учеб. пособие. — М., Прогрессивные биомедицинские технологии, 2001.- 36 с.
  3. Hudolin Vl., Alkohološki priručnik. — Zagreb: Medicinska naklada, 1991. — 290 р.
  4. Валентик Ю.В. Психогенетическая модель личности пациента с зависимостью от психоактивных веществ // Наркология. — 2002. — № 9. — С.21—25.
  5. Соборникова Е.А.: Амбулаторная реабилитация пациентов наркологического профиля: Дис. … канд. мед. наук. – Москва, 2012. Доступно по: http://www.nncn.ru/objects/nncn01/1398618211.docx. Ссылка активна на 30.06.2016
  6. Худолин В. Руководство по алкологии: экологический или «зеленый» подход // Сборник материалов Фестиваля православных обществ трезвости им. С.А. Рачинского «Татевские Чтения — 2014». – М.: МОД СКТ, 2016. – 132 с.
  7. Альтшулер В.Б. Фармакотерапия и клиника алкоголизма. Руководство по наркологии (под ред. член.-корр. РАМН Н.Н.Иванца) T. II. М., 2002.
  8. Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь. — М.: Пер Сэ, 2009. — 350 с.
  9. Казьмина О.Ю. Структурно-динамические особенности систем межличностных взаимодействий у больных юношеской малопрогредиентной шизофренией: Дис. … канд. психол. наук : 19.00.04 : Москва, 1997. — 180 c.
  10. Ларичев В., Невярович В., Авдеев Д. В плену греха. Душепопечение страждущих алкоголизмом и наркоманией. — М.: Русский Хронографъ, 2003. — С. 320.
  11. Бабурин А. Основные принципы оказания духовной помощи лицам с аддиктивным поведением // Доклад на конференции «Духовная и медицинская помощь в преодолении пороков наркозависимости, пьянства и табакокурения» в рамках XVIII Международных Рождественских образовательных чтений, Москва, 28 января 2010. Доступно по: http://centrnasokole.pravorg.ru/2016/06/28/1676/ Ссылка активна на 30.06.2016
  12. Nastasić P. Ekosistemski pristup alkoholizmu. Beograd: Publikum, 2012.
  13. Зоричич З. Современный подход с учетом духовно-религиозного аспекта к лечению расстройств, связанных со злоупотреблением алкоголя // Доклад на конференции с международным участием «Проблемы психосоциальной реабилитации психически больных с религиозным мировоззрением», Москва, 29 марта 2016
  14. Худолин В. Клуб леченых алкоголиков. — М.: МОД СКТ, 2016 год. — 128 с.
  15. Приказ Минздрава РФ от 18 марта 1997 года №76 «О наркологических реабилитационных центрах» // Доступно по: http://www.lawrussia.ru/texts/legal_213/doc213a515x749.htm. Ссылка активна на 30.06.2016
  16. Приказ Минздрава РФ от 22 октября 2003 года №500 «Об утверждении протокола ведения больных «Реабилитация больных наркоманией Z3» // Доступно по: http://minzdrav.samregion.ru/Protokoly_vedeniya_bol_nyh/document3572.html. Ссылка активна на 30.06.2016
  17. Концепция Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма // Документ принят на заседанииСвященного Синода от 25 июля 2014 года (журнал № 80). Доступно по: http://www.patriarchia.ru/db/text/3696047.html. Ссылка активна на 30.06.2016
  18. Бабурин А.Н., Гусев Г.В., Соборникова Е.А., Горячева А.А. Семейные клубы трезвости как метод реабилитации в системе наркологической помощи // Учебно-методическое пособие. – М.: ГБОУ ДПО РМАПО, 2016 год. — 112 с.
  19. Baburin А., Magay А., Borisova O., Kaz’mina E. An alternative approach to psychotherapy rehabilitation of addicted to psychoactive sudstances, based on the religious ideology. // Treći Hrvatsko — Ruski Kongres duhovne psihijatrije s međunarodnim sudjelovanjem. Croatian Institute of Spiritual Psychiatry – CISP, 2015. Доступно по: http://hidp.hr/wp-content/uploads/2015/03/PROGRAM-KONGRESA-2015..pdf. Ссылка активна на 30.06.2016
  20. Магай А.И., Казьмина Е.А. Подход к религиозным копинг-стратегиям реабилитации больных, зависимых от употребления алкоголя: Материалы конференции молодых ученых им. А.В. Снежневского // Психиатрия. – 2015. — № 4. С.65-67
  21. Бабурин А.Н. Душепопечение наркологических больных в условиях прихода. // Наркология. — 2008. — №10. — С.88—94.
  22. Hudolin Vl. Obiteljsko liječenje. Zagreb: Skolska knjiga. — 1986.
  23. Флоренская Т. А. Диалоги о воспитании и здоровье. В кн. Мир дома твоего. Человек в решении жизненных проблем. М.: Русский Хронографъ, 2006. — 480 с.
  24. Бабурин А.Н. Православный психотерапевтический подход в профилактике и врачевании пристрастий. // Доклад на II Всероссийском съезде православных врачей, Воронеж, 1-2.10.2009
  25. Бабурин А.Н. Влияние религиозного фактора на реабилитационный процесс в приходских семейных клубах трезвости // Доклад на конференции «Терапия семейных отношений как путь профилактики зависимостей», Москва, 4 февраля 2015
  26. Копейко Г.И. Религиозные копинг-стратегии в реабилитации психически больных // Доклад на конференции с международным участием «Проблемы психосоциальной реабилитации психически больных с религиозным мировоззрением», Москва, 29 марта 2016
  27. Флоренская Т.А. Мир дома твоего. Психология в жизни. — М.: Радонеж, 1998

[1] «Потеря трезвости, как телесной, так и душевной, очень часто приводит к печальному результату. Разрушаются семьи, гибнут люди и целые сообщества». — Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Дня трезвости, 11 сентября 2015 года. Цитируется по http://www.patriarchia.ru/db/text/4212237.html

[2] Владимир Худолин (1922-1996)- ведущий эксперт по вопросам алкоголизма, президент Всемирной ассоциации Социальной психиатрии, заведовал кафедрой наркологии в Загребском университете, создал семейную реабилитационную программу для людей, пристрастившихся к употреблению психоактивных веществ.

[3] Работа по утверждению трезвости ведется по трем направлениям… Третье подразумевает социальную, трудовую, психологическую, медицинскую, семейную реабилитацию лиц, страдающих алкоголизмом, создание домов трудолюбия и центров реабилитации, групп само- и взаимопомощи, семейных клубов трезвости, индивидуальное консультирование лиц, страдающих алкоголизмом, и их родственников, курсы и школы по избавлению от алкогольной зависимости. (Цит. из «Концепция Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма»).

[4] Выделяют три вида реабилитационных сред для наркологических больных: 1) открытые — специализированная поликлиника (амбулатория), сообщества анонимных алкоголиков, анонимных наркоманов, семейные клубы трезвости и др., а также позитивно скоррегированная семья больного, место учебы, досуга, но только в том случае, если они свободны от психоактивных веществ и если в них создан высокий уровень защищенности больных от влияния наркоманической субкультуры и употребления наркотиков (Цит. из «Приказ Минздрава РФ от 22 октября 2003 года №500 «Об утверждении протокола ведения больных «Реабилитация больных наркоманией Z50.3».

[5] У профессора психиатрии Ренцо де Стефани.

[6] на международной конференции «Культурно-исторический подход: развитие гуманитарных наук и образования», посвященной 100-летию Л.С. Выготского, проходившей в Москве с 21 по 24 октября 1996 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *