• Первая Московская конференция «Религиозность и клиническая психиатрия»

О возможности использования религиозных способов совладания с депрессивными состояниями

Молитва врача

О ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ СПОСОБОВ СОВЛАДАНИЯ С ДЕПРЕССИВНЫМИ СОСТОЯНИЯМИ

[1] Г.И. Копейко, к.м.н., заместитель директора

[1] О.А. Борисова, к.м.н., ведущий научный сотрудник

[1] О.Ю. Казьмина, к.псх.н.,  ведущий научный сотрудник

[1,2] А.И. Магай, младший научный сотрудник

[1] ФГБНУ Научный центр психического здоровья

[2] Межрегиональное общественное движение в поддержку семейных клубов трезвости

В статье рассматриваются вопросы оказания помощи пациентам, страдающим эндогенными депрессиями, т.е. расстройствами, которые имеют под собой биологическое основание. Лечение депрессивного состояния и помощь, которую можно оказать человеку, страдающему депрессивным расстройством, обычно представляют собой комплекс как психофармакологической терапии, включающей назначения антидепрессантов и других необходимых психотропных препаратов, так и психотерапевтической, психокоррекционной работы и реабилитационной программы. Религиозные способы совладания с депрессивными состояниями относятся к двум последним составляющим оказания помощи.

Ключевые слова: религиозные способы совладания, депрессивные расстройства, православное мировоззрение

About possibility of use of religious ways of coping with depressive states

Тhe article addresses the issues of assisting patients suffering from endogenous depressions, that is, disorders that have a biological basis. Treatment of depressive state and the assistance that can be provided to a person suffering from a depressive disorder, usually represent a complex of both psychopharmacological therapy, including the prescription of antidepressants and other essential psychotropic drugs, and psychotherapeutic, psychocorrectional work and rehabilitation programs. Religious ways of coping with depressive states are the last two components of assistance.

Keywords: religious ways of coping, depressive disorders, Orthodox worldview.

Под религиозными способами совладания с депрессивными состояниями подразумевается психотерапевтическая работа определённой направленности, которая основана на религиозных ценностях личности. Такая деятельность позволяет выработать адаптивные формы поведения, поддерживающего психологическое равновесие в ситуации психической болезни. При проведении настоящего исследования нами была использована классификация копинг-стратегий, предложенная Pargament K., Koenig H., Perez L., 2000 [7], в её более современном, модифицированном варианте Pargament K., 2013 [5].

В идеале такая работа должна проводиться совместно священнослужителем, психиатром, психологом, родственниками больных, членами религиозной общины и социальными работниками.

На основании анализа научных литературных данных, результатов проведённого в НЦПЗ исследования возможности применения так называемых религиозных копинг-стратегий в психокоррекционной работе с депрессивными больными и изучения их места в комплексной системе реабилитационных мероприятий можно выделить следующие направления.

  • религиозный способ сохранения базовых ценностей жизни — консервация традиционных религиозных ценностей и смыслов;
  • способ социальной поддержки через религиозную общину;
  • религиозный преобразующий способ совладания – религиозное переосмысление ситуации, переосмысление собственной личности итак называемый объединяющий религиозный способ.
  • религиозный способ совладения через обретение эмоционально-комфортного состояния, которое дает религиозная вера (утешение, успокоение, прощение, примирение).

Во-первых, религиозный способ совладания направлен на сохранение базовых ценностей жизни верующего человека. Этот подход основывается на том, что религиозная вера играет ключевую роль в поиске и сохранении базовых ценностей жизни. Этот так называемый сохраняющий (консервационный) способ позволяет охранить или защитить имеющийся смысл жизни перед лицом серьезной болезни или потери. Религиозное мировоззрение предполагает, что трансцендентное (духовное, божественное) рассматривается как непрерывное (и не прерываемое смертью), переносит точку отсчета за порог смерти. В этой системе координат перенесение страданий, болезни приобретает смысл для подведения итога за порогом жизни.

В мировоззрении верующих больных в общий контекст их духовной, душевной и телесной жизни изначально включены понятия о болезни как одном из видов жизненных испытаний, и поэтому факт появления психического заболевания не привносит столь критических изменений в картину мира этих больных [2]. Болезнь не разрушает картину мира у больного.

Во-вторых, религиозная поддержка через общину является стратегией социальной поддержки. Основанием для использования этой стратегии послужили результаты исследования особенностей социальной поддержки в религиозной общине как закрытого, так и открытого типов, проведенного сотрудниками отделения особых форм психической патологии совместно с отделением клинической психологии НЦПЗ. Религиозная община существует при храме во имя иконы Божией Матери «Целительница» при НЦПЗ для больных, прошедших лечение в клинике НЦПЗ, и функционирует под духовным руководством опытных священнослужителей, имеющих в качестве базового высшее медицинское или психологическое образование и специализацию по психиатрии [1].

По полученным данным, эмоциональная, проблемно-неориентированная поддержка резко снижена у больных с секулярным мировоззрением; она значительно выше у больных с религиозным мировоззрением, принадлежащих к общине открытого типа, и достигает максимума у больных с религиозным мировоззрением, относящихся к общине закрытого типа, превышая нормативные показатели. Этот тип поддержки оказывается ведущим в христианской православной общине, что помогает больным с религиозным мировоззрением не чувствовать свою ущербность и оставленность [3]. Ведущим типом социальной поддержки у больных с религиозным мировоззрением является эмоциональная, проблемно-неориентированная поддержка – «чувство любви», полное принятие со стороны окружения, ощущение самодостаточности, интегративной целостности личности индивида, включенность в повседневную жизнь, обретение смысла существования.

Результаты проведенного исследования показали, что:

  • общее количество связей в социальной сети у больных с религиозным мировоззрением, принадлежащих к устойчивой религиозной общине (закрытого типа), значительно больше, чем у больных с секулярным мировоззрением, и несколько превышает нормативные показатели, что дает больше ресурсов для адекватного выбора социальной поддержки. Из этого следует повышение уровня социального функционирования;
  • в социальной сети больных с религиозным мировоззрением представлены все виды социальной поддержки, [как проблемно-ориентированная поддержка (советы, утешения, обсуждение личных тем), так и проблемно-неориентированная (ощущение того, что тебя любят, в тебе нуждаются и т.п.),социально-психологическая поддержка, в том числе инструментальная (материальная), эмоционально-психологическая и ценностно-смысловая], в то время как у больных с секулярным мировоззрением превалирует лишь социальная поддержка со стороны ближайших родственников;
  • нередко вся социальная сеть у больных с секулярным мировоззрением состоит из одних родственников;
  • общность интересов также выше у больных с религиозным мировоззрением, принадлежащих к религиозной общине, и даже превышает нормативные показатели, так как эта система межличностных взаимодействий связана единым религиозным мировоззрением и канонами христианства;
  • плотность социальной сети выше у больных с религиозным мировоззрением и также превышает нормативные показатели, она прямо пропорциональна религиозности.

Таким образом, проведенное исследование показало, что религиозная община позволяет оказывать эффективную поддержку больным с депрессивными состояниями и улучшить (повысить) качество их жизни.

Большую роль в поддержке депрессивного больного играет социальное окружение, и, в первую очередь, – семья, члены которой имеют религиозное мировоззрение. Больной для обычной православной семьи не является изгоем. Это человек, призванный идти к Богу, хотя и своим, несколько иным путем. С другой стороны, для самих членов семьи ухаживание за больным осмысляется как проявление деятельной любви в жизни и ведет к личному духовному росту, эмоциональной стабильности, твердой системе религиозных убеждений, психологической выносливости, умению увидеть смысл в деятельности. Поддержка и уход за тяжело болеющим родственником могут благоприятствовать развитию добродетелей и уничтожению греха, страстных движений в себе. Это осознается как новый смысл жизни: родственники в процессе ухода не только трудятся, но и активно духовно борются со всем негативным в самих себе: с раздражением, гордостью, унынием, тщеславием. Больные благодаря этому получают поддержку, причем постоянную. Родственники принимают их такими, какие они есть, ухаживают, не разводятся, не уезжают, не оставляют, оказывают возможную помощь: эмоциональную, бытовую, лекарственную, материальную. Подытоживая, можно сказать, что религиозные и духовные взгляды и поведение – хорошее основание для борьбы со стрессом при уходе за больным членом семьи, любимым человеком. Эти типы поведения, как правило, связаны с более глубоким значением и целью, более позитивной оценкой, большим благополучием/здоровьем и более быстрой адаптацией к роли человека, ухаживающего за больным.

Следовательно, психологический результат такого переосмысления – иное отношение к смерти, страданиям, болезни, помощи другому человеку.

В-третьих, в индивидуальной психокоррекционной работе может быть использован преобразующий способ совладения, или подход религиозно-трансформационного копинга. По результатам сравнительного анализа ценностно-смысловых образований у больных с эндогенными депрессивными расстройствами, у религиозных пациентов было выявлено снижение стремления к активному общению и некоторое «замыкание», которое сопровождалось увеличением дифференцированности отношения к окружающему и своему внутреннему миру. Это обуславливало необходимость специально созданной индивидуальной психотерапевтической системы работы, осуществляемой командой специалистов (психиатр, психолог, священнослужитель).

Преобразующий трансформационный копинг складывается из нескольких аспектов:

Переосмысление ситуации. В индивидуальной и в групповой психотерапевтической работе с больными учитывалось, что события, которые с точки зрения обыденной жизни оцениваются только как негативные, в религиозном понимании могут получить новое измерение и другое положительное значение, которое позволяет эффективно справляться с проблемами, прийти на помощь к другим, смотреть на вещи более оптимистически. Так, например, произошедшее негативное событие может быть переоценено как событие, предотвращающее более тяжелую и ужасную ситуацию. Тяжелая хроническая болезнь может быть в ряде случаев оценена как предотвращение дальнейшего развития греха, осознание которого приходит в процессе духовного роста пациента. Переоценка ситуации может проявляться и в религиозной переоценке негативных событий с благоприятной точки зрения, то есть негативным событиям придается потенциально благотворное и благоприятное значение как попущенным от Бога для исправления, усовершенствования, ограждения от ошибок и падений. Кроме того, в этом случае переосмыслить ситуацию, ценности и смыслы помогает то обстоятельство, что больные с позиций своего мировоззрения могут расценивать негативные события как результат действия темных сил, что подразумевает, что Бог имеет власть изменить стрессовую ситуацию на благоприятную.

В любом случае, при переосмыслении ситуации учитывается положение, что Бог не попускает человеку страданий сверх возможной для него меры.

Переосмысление себя, собственной личности. По результатам сравнительного анализа ценностно-смысловых образований у больных с религиозным мировоззрением ряд ценностей несут специфическую, нетрадиционную (с точки зрения психологии) смысловую нагрузку. В этом типе переосмысления несчастья и неудачи, происходящие с человеком/больным, воспринимаются как трагедии, однако, их причины приписываются самому человеку, а не божественным силам. Бог предлагает возможность переосмыслить себя и свою жизнь, дает возможность духовного роста. В нашем исследовании использовался диалогический метод духовно ориентированной психотерапии [5], как наиболее адекватный метод психокоррекционной работы в этом плане. Действие человека против голоса совести, голоса духовного «Я» способно привести к предельной дизгармонии психического состояния. И задачей психотерапевтического воздействия является осознание и поддержание голоса совести пациента, осознание различных вытесняемых совестных/нравственных проблем, что способствует исцелению и обретению цельности духовного мира пациента, утраченной из-за преступления через совесть.

В процессы работы идет переосмысление жизни и болезни «в контексте» религиозной веры: смысл человеческой жизни, действие промысла Божия в конкретном больном, утешение-направление через опыт тяжко болевших подвижников благочестия, на примере жизни которых возможно понять, что болезнь имеет смысл, что возможна осмысленная (в религиозном понимании) жизнь с болезнью, понимание пути, как можно жить с болезнью полноценно.

Это способствует восстановлению позитивного духовного ресурса, нормализации социального окружения пациента и его психологического состояния.

Объединяющий религиозный способ– поиск решения проблем контроля через установление тесных отношений с Богом через молитву. Это может проявляться во многих аспектах. Даже так называемая религиозная капитуляция – активная передача контроля над жизнью Богу – отдаться в руки Божии – позволяет больным справиться с чувством напряжения и тревоги, принять психическую болезнь, как промысел Божий, согласиться с необходимостью лечения у врачей, приема лекарств, госпитализации в психиатрический стационар. Этот путь совладания (смирение) идет через принятие болезни, через осмысление и вычленение ее в общей ценностно- смысловой структуре личности; через нахождение смысла существования в условиях болезни; через нахождение путей реализации этого смысла и через поддержку на выбранном пути. Болезнь рассматривается в контексте всего пути человека – пути цельного, неразрывного (до — во время- и после- болезни), имеющего смысл, и, таким образом, дающего возможность преодолеть себя, болезненные проявления, расстройства.

Несмотря на отсутствие должного критического отношения к своему состоянию, наши пациенты принимают оценку духовником проявлений своей болезни как патологических с духовно-религиозной точки зрения, дисциплинированно относятся к приему поддерживающей терапии и даже госпитализацию в психиатрический стационар воспринимают как послушание. Это позволяет осуществлять длительную многолетнюю поддерживающую терапию современными антидепрессивными средствами, предупреждать рецидивы болезни, улучшать социальное функционирование больных и повышать качество их жизни.

Достижение жизненного преобразования. Акцент делается на групповой и семейной психокоррекционной работе. Так называемая религиозная конверсия [6] позволяет найти новое направление в жизни, когда старое, возможно, уже нежизнеспособно. Она помогает найти в религии смысл для радикальных изменений в жизни; найти то, что помогает жить дальше и бороться с болезнью. Следовательно, психологический результат такого переосмысления – другое отношение к смерти, страданиям, болезни. Это приводит к переоценке прежней деятельности, работы, поступков, а иногда к смене рода деятельности, на иную, имеющую более альтруистическую направленность. Кроме этого, вследствие переоценки межличностных отношений в семье наблюдается восстановление разрушенных в депрессивном состоянии семейных отношений, отказ от принятых ранее решений о разводе, оказание большего внимания близким. Нередко человек начинает участвовать в благотворительной деятельности.

Религиозные способы совладания для приобретения эмоционально комфортного состояния включают в себя участие в традиционных религиозных таинствах – Покаянии, Евхаристии – и богослужениях, что дает чувство примирения, очищения. Религиозное очищение выполняет важную психологическую функцию, вызывая чувство облегчения и комфорта, успокоения, прощения, примирения через любовь и заботу Бога и дает облегчение при страданиях.

Наряду с врачебным ведением больных, индивидуальной и групповой формами психотерапии, одной из важных форм внебольничной работы с нашими пациентами являются ежегодные паломнические психотерапевтические поездки с организацией выездного лагеря с длительным сроком пребывания, где явно реализуется многодисциплинарный подход к реабилитационной работе силами бригады специалистов (психиатра, психолога, священнослужителя, среднего медицинского персонала); семейный подход за счет участия членов семей больных; у больных меняются стереотипы, они приобретают навыки самостоятельной жизни, меняются устойчивые деструктивные паттерны эмоционального и поведенческого реагирования и приобретаются новые навыки, необходимые для жизнеобеспечения.

Выводы. В настоящее время для облегчения состояния пациента необходимы комплексные медико-реабилитационные методы, включающие наряду с традиционным медикаментозным лечением также психикоррекционное воздействие, учитывающее религиозную составляющую проблемы пациента.

Мы предполагаем, что для достижения положительных результатов в помощи депрессивным больным необходимо обеспечить следующие условия:

а) мультидисциплинарный подход;

б) обязательное пастырское попечение (священнослужителя) и социальную поддержку с включением жизнь религиозной общины;

в) организацию специальных условий терапевтического общения с одновременным участием в программе пациентов и их родственников;

г) глубокую ценностно-смысловую переориентацию личности больного в результате актуализации ее духовного компонента; улучшение межличностных отношений в семье в процессе групповой психотерапевтической работы и перехода их на иной качественный уровень;

д) духовно-ориентированное общение в специально организованной психотерапевтической среде, ведущее к гармонизации личности пациента;

е) изменение поведения пациента, сопровождающееся изменением всего образа жизни.

 

Список литературы:

  1. Борисова О.А., Гусев В.В., Дробашенко Т.Г., Пятницкая Л.Н., Слоневский Ю.А., Комиссарова С.А. Особенности проведения конфессионально-ориентированной реабилитационной работы с психическими больными, основанной на анализе их религиозного мировоззрения // Консультативная психология и психотерапия. М., 2010. №3. С. 176-187
  2. Гусев В.В., Гедевани Е.В. Аксиосемантические особенности больных с религиозным мировоззрением // Материалы I Московской международной конференции «Религиозность и клиническая психиатрия». М., 2017. С. 129-139
  3. Казьмина О.Ю., Поляков Ю.Ф. Особенности социальной поддержки у больных шизоаффективными расстройствами с религиозным мировоззрением // Социальная и клиническая психиатрия. М., 2000. С. 21-25
  4. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. Наука о душе. М.: Владос, 2000
  5. Pargament K. Religious methods of coping: resources for the conservation and transformation of significance. Religion and the Clinical Practice of Psychology / ed. by E. Shafranske, electronic edition. 2013
  6. Pargament K. The psychology of religion and coping: theo- ry, research, practice. New Yourk: Guilford, 1997
  7. Pargament K., Koenig H., Perez L. The many methods of religious coping: Development and initial validation of the RCOPE. Journal of Clinical Psychology. 2000;56(4):519-543

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *