• Первая Московская конференция «Религиозность и клиническая психиатрия»

Технология оказания психиатрической помощи людям с религиозным мировоззрением

Записки практикующего приходского врача – психиатра

Магай Андрей Игоревич – врач психиатр-нарколог, младший научный сотрудник ФГБНУ «Научный центр психического здоровья», заместитель председателя Правления по научно-аналитической работе Межрегионального общественного движения в поддержку семейных клубов трезвости (МОД СКТ), http://modskt.pravorg.ru/

Вашему вниманию предлагается цикл статей, посвященный технологии оказания психиатрической помощи людям с религиозным мировоззрением. Как лучше помочь прихожанам, столкнувшимся с проблемами психического нездоровья? Каковы основные принципы взаимодействия врача-психиатра и священника на приходе? Нужно ли обращаться только к православному психиатру? Вопросы на эти и другие вопросы будут обсуждаться в цикле статей практикующего приходского врача-психиатра.

Цифры и постановка вопроса

Вопрос оказания психиатрической помощи людям с религиозным мировоззрением представляется весьма актуальным, особенно в условиях современного общества. Анализ доступной в сети Интернет информации показывает, что в 2016 году в России количество верующих составляло 69%[1] от общего количества населения. Согласно ряду других исследований около 80% населения России причисляют себя к православным христианам[2].

Распространенность психической патологии в России составляет около 40% (имеется в виду наличие признаков какого-либо нарушения психической деятельности). Около 3-6% населения нуждаются в систематической психиатрической помощи[3]. Ситуация отягощена тем, что среди лиц с психической патологией большой процент (от 10 до 70% в зависимости от вида патологии) составляют так называемые коморбидные состояния, когда на фоне психического неблагополучия происходит развитие наркологических заболеваний, и наоборот.

Исследованиями проблемы оказания психиатрической помощи людям с религиозным мировоззрением озадачено профессиональное научное сообщество во всем мире. В настоящее время существует более 3 тысяч научных исследований, касающихся области влияния религии или духовности на здоровье (Копейко Г.И., с соавт. 2016). Духовность и религиозность используются в качестве важного параметра измерения качества жизни Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), а Всемирная психиатрическая ассоциация (WPA) имеет в своем составе отдельную секцию, занимающуюся вопросами религии, духовности и психиатрии.

Конечно же, атеистический период в истории России значительно затормозил отечественные научные исследования в этой области. Однако в последнее время наблюдается повышенный интерес к проблеме, о чем свидетельствует проведение 20-21 апреля 2017 года Первой Международной Московской конференции «Религиозность и клиническая психиатрия», в которой приняли участие ведущие мировые специалисты[4].

Важными вопросами, которыми сегодня задаются ученые и практики в области психического здоровья, являются выработка общего языка общения, способного сделать понятными клинический опыт практической медицины и многотысячелетний опыт духовного осмысления представлений о личности человека, причинах психических страданий и способов совладания с ними. Представляется необходимым установление продуктивного сотрудничество врача и священнослужителя, научного деятеля и специалиста практического звена помощи людям, страдающим психическими расстройствами.

Особое практическое значение имеет установление междисциплинарных границ компетентности специалистов, когда отдельные вопросы религиозной жизни не будут рассматриваться врачами как проявление психического заболевания, а с другой стороны религиозная вера и жизнь по ней под руководством опытного священнослужителя будет помогать больному сопротивляться болезненному процессу, приспособиться к нему и компенсировать дефекты, внесенные болезнью в личность больного.

Записки приходского врача-психиатра. Кто приходит к врачу?

Более чем десятилетний опыт работы приходским врачом-психиатром приучил к тому, что в реальной работе можно ожидать самого неожиданного. Случается такое, когда за помощью к «православному врачу-психиатру» обращаются известные «медийные», как принято их называть, люди, которые в очередной раз «зашли по дороге» в храм и увидели объявление о приеме врача. Бывает, что по совету верующих родственников с проблемами медицинских последствий употребления психоактивных веществ обращаются «бывшие представители богемы», например, владельцы ночных клубов или дискотек. Зачастую сами пациенты говорят о том, что «православный психиатр» может лучше помочь им справиться с возникшими проблемами. «Ведь и Бог же помогает, потому что все при Церкви», — говорят они в таком случае.

Конечно же, помощь специалиста необходима в таком случае, однако с медицинской точки зрения качество помощи, оказываемое «верующим или неверующим психиатром», скорее всего, будет зависеть от профессионализма врача и его человеческих качеств. Наличие же религиозного мировоззрения врача оказывается важным потому, что практикующий религиозную жизнь специалист сможет глубже понять психологическую и духовную сторону проблемы. Крайне важным является также контакт, который могут установить верующий врач и священник. Не вызывает сомнений, что уровень взаимодействия между верующим специалистом и священником окажется более глубоким, а значит, и помощь будет оказана лучше, продуктивнее.

Возвращаясь же к рассказу о том, кто чаще всего обращается за помощью к приходскому врачу-психиатру, стоит отметить, что это семейные пары, испытывающие затруднения в эмоциональной жизни в связи со столкновениями с житейскими трудностями. Частыми визитерами становятся страдающие депрессией или невротическими состояниями мамы и жены, близкие мужчины которых страдают злоупотреблением алкоголя или наркотических средств. Бывает, что приходской батюшка направляет на беседу с психиатром свое духовное чадо, когда понимает, что помимо духовных средств ему необходима профессиональная медицинская помощь. Большим подспорьем в таком случае становится непререкаемый духовный авторитет священника: по послушанию «батюшке» человек идет на прием к врачу-психиатру, по послушанию священника принимает он необходимое медицинское лечение, а в случае необходимости и получает помощь в стационарных условиях. Многолетний опыт работы в сотрудничестве со священником показывает, что только искреннее взаимодействие, обусловленное желанием по-настоящему помочь страждущему, позволяет преодолеть сопротивление человека в связи с необходимостью обращения за профессиональной медицинской помощью.

История вопроса

Описание примеров психических расстройств можно найти еще в Ветхом Завете. Так, царь Навуходоносор «отлучен был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него — как у птицы»[5]. В Святом Евангелии встречаем описание страдания гадаринского бесноватого и бесноватого юноши[6]. На Руси до XVII века помощь людям с психическими расстройствами оказывалась в монастырях и основывалась на принципах христианского милосердия и сострадательности[7]. На этом этапе мы не встречаем четкого различения психического недуга как заболевания, связанного с естественными причинами или возникшего по причине бесодержимости.

Со времени правления Петра I помощь начинает оказываться помимо монастырей в медицинских учреждениях. Выдающимися психиатрами этого периода времени предпринимаются успешные попытки выделения нозологических групп психических заболеваний[8]. В этот период закрепляется понимание биологических причин душевных болезней, а священникам отводится место в духовном попечении болящих[9].

XX век характеризуется интенсивным развитием психиатрии, разработкой новых подходов к диагностике и лечению психических заболеваний. Общественно-политическая конъюнктура, существовавшая в советский период истории России, благоприятствовала развитию научных представлений о психических заболеваниях, однако накладывала ограничения на осмысление духовной стороны проблемы[10]. Наблюдается критика зарубежных исследований, отстаивающих психотерапевтическую роль религии, а также полемика с пастырской психотерапией. В то же время необходимо отметить вклад в разработку принципов психиатрической помощи больным с религиозным мировоззрением выдающегося отечественного психиатра Д.Е. Мелехова[11]. Предложенные им принципы  нашли отражение в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, являющейся основополагающим документом для взаимодействия профессионалов от медицины и духовенства в деле помощи психически больным[12].

Записки приходского врача-психиатра. Клинические случаи.

В следующем клинических примерах описываются проблемы, с которыми, как правило, приходится встречаться врачу-психиатру на приходе.

Случай 1. Мужчина М. 38 лет обратился по благословению приходского священника в связи с эмоциональными проблемами – раздражителен, не может ужиться на приходе. Из общения со священником врачу стало известно, что мужчина много лет был старостой на монастырском подворье, деятельный, властный, но страдает алкогольной зависимостью. С этой бедой долгое время мирились, хотя неоднократно направляли на лечение в наркологический стационар. Однако в последние два года проблемы в связи с алкоголизмом привели к снятию послушания старосты, а вскоре и  полному прекращению работы на приходе. В разговоре с женой М. «по секрету на ушко» она сообщила, что муж в состоянии алкогольного опьянения ее периодически избивает, подозревает, что ему хотят причинить вред окружающие, требует «послушания» от детей, которые должны выполнять любую его прихоть.

Во время беседы с врачом М. утверждает, что служил в спецвойсках, где пережил тяжелую психологическую травму, из-за чего с ним случилась алкогольная зависимость. В последние два года после смерти духовного отца  не может установить отношений с приходским духовенством, бывают конфликты с окружающими. Неопределенно говорит о том, что возможно хотел бы посвятить себя духовному служению.

В данном случае налицо алкогольная зависимость и психическое расстройство с конфликтностью, подозрительностью, неуправляемым гневом, развившееся на этом фоне. М. было предложено посещение приходского общества трезвости с последующим обращением в психиатрическую службу помощи для подбора лекарственного лечения. К сожалению, посетив занятие только один раз, М. больше к врачу не обратился. Священник также больше не общался с врачом.

Случай 2. Мужчина Б. 57 лет обратился на консультацию в связи с тяжелым унынием, чувством «греховности», мыслями о том, чтобы покончить жизнь самоубийством. Предварительная беседа с духовником Б., который собственно и направил Б. на консультацию к психиатру, выявила, что Б. обратился к вере в течение последнего года. Как духовное чадо, во всем прислушивается к мнению батюшка, старается во всем выполнять его благословения, регулярно посещает богослужения, исповедывается и причащается Христовых Таин. Однако «постоянная борьба с помыслами» мешает в его духовной жизни.

Во время беседы с врачом Б. ведет себя учтиво, выглядит благообразно с седой бородой, однако при обсуждении некоторых тем начинает плакать, говорит, что «тяжело жить», внезапно встает со стула, обращается к иконам и начинает креститься, призывая помощь Божию. Из разговора с Б. стало известно, что внезапное обращение к Церкви  было связано с бытовым конфликтом, во время которого посчитал, что его хотят убить. Пришел в Церковь за помощью, но в  течение года изменил образ жизни, стал воздержанным в еде, перестал употреблять алкоголь, которым ранее злоупотреблял, много молится.

В данном случае  у Б. наблюдается психическое заболевание, которое началось еще до его прихода к вере. Под влиянием духовной жизни изменился образ жизни Б., он воцерковился. Однако усиливающееся депрессивное состояние потребовало медицинской помощи. После беседы с духовником и разъяснения медицинского состояния, Б. был направлен на стационарное лечение в психиатрическую больницу, где успешно прошел курс лечения и вернулся к приходской жизни. Поддержка духовника и его благословение позволили Б. справиться с нежеланием обращаться за медицинской помощью, о котором он говорил в беседе с врачом до госпитализации.

В следующей статье будет рассказано об основных принципах оказания психиатрической помощи у больных с религиозным мировоззрением и образовательных программах для священников в области психиатрии.

[1] Исследование ВЦИОМ за 2016 год. https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115677

[2] https://ria.ru/religion/20170823/1500891796.html

[3] http://www.gks.ru/free_doc/doc_2015/zdrav15.pdf

[4] http://www.mosreligpsych2017.ru/

[5] Дан. 4, 30

[6] Лк. 8, 27 и Лк. 9, 39

[7] В.Г. Каледа. Основы пастырской психиатрии. М.: 2017. Так, к концу XI века для лечения и призрения больных в Киево-Печерском монастыре для «буйных» была выделена специальная «пещера», а помощью больным занимался Агапит-Врач, киево-печерский монах. На Стоглавом соборе 1551 года даже была выработана статья  о необходимости  попечения о нищих и больных, в том числе тех, «кои одержимы бесом и лишены разума», их предполагалось  размещать по монастырям  «дабы не быть помехой для здоровых», и чтобы «получать вразумление или приведения в истину».

[8] В первом учебнике по психиатрии П.А. Бутковский пишет о том, что «хотя душа и тело составляют два противоположные существа в человеке, но определить верные границы между ними … не в состоянии…». Известный психиатр С.С. Корсаков размышляет о том, что «религия сама по себе не имеет влияния на душевные заболевания, но религиозный фанатизм и суеверия служат нередко причинами душевных болезней». Дальнейшие исследования показывали, что на формирование психических заболеваний оказывает влияние участие в религиозных сектах (Ганнушкин П.Б., 1901).

[9] Инструкция служащим при Московской окружной лечебнице для душевнобольных. М.: 1907. В этой инструкции п. 190-194 посвящены обязанностям священников.

[10] Преобладают взгляды о том, что религию нельзя считать нервной или психической болезнью, она не коллективный невроз, а сложное многообразное социальное явление. Она – особая форма общественного сознания, основанная на вере в сверхъестественное. В религиозных верованиях и обрядах воспроизводятся не симптомы неврозов, а в фантастической искаженной форме отражается реальная действительность

[11] Д.Е. Мелехов, основоположник социальной психиатрии. Им были описаны особенности работы врача-психиатра с верующими больными, а также сформулированы задача священника при выявлении психических расстройств.

[12]Согласно «Основ социальной концепции РПЦ» в личностной структуре выделяются духовный, душевный и телесный уровни ее организации …представляется одинаково неоправданным как сведение всех психических заболеваний к проявлениям одержимости, … так и попытка лечения любых духовных расстройств исключительно клиническими методами.  В области психотерапии оказывается наиболее плодотворным сочетание пастырской и врачебной помощи душевнобольным при надлежащем разграничении сфер компетенции врача и священника. Психическое заболевание не умаляет достоинства человека.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *