• Первая Московская конференция «Религиозность и клиническая психиатрия»

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ С ДУХОВНО-ОРИЕНТИРОВАННЫМ КОМПОНЕНТОМ

Магай А.И.1, Устинов Н.В.2, Копейко Г.И.1

[1] ФГБНУ «Научный центр психического здоровья»

[2] Сретенская духовная семинария

Актуальность: В рамках комплексных краткосрочных и долгосрочных интервенций реабилитационные мероприятия духовно-ориентированного направления являются необходимой частью помощи людям с религиозным мировоззрением и могут осуществляться на приходах Русской Православной Церкви. Использование ресурсов конфессиональной организации при поддержке институциональных учреждений в области охраны психического здоровья позволяет задействовать механизмы комплексной реабилитации, где используются волонтерские возможности в работе полипрофессиональной команды специалистов [1].

К основным механизмам поддержки пациентов с психическими заболеваниями и расстройствами поведения относятся своевременная психофармакологическая терапия, создание терапевтической среды на базе религиозного прихода, жизнь пациента в условиях приходской общины. Исследования в области духовно-ориентированных программ реабилитации отмечают, что в ходе реабилитации у пациентов наблюдается изменение личностных представлений и ценностно-смысловых ориентаций. Изменения являются результатом прояснения места и роли человека в мире, осознанного понимания смысла собственной жизни и универсальных принципов взаимоотношений с ближним кругом людей в традиции религиозной духовности. Наблюдается структуризация и иерархизация смысложизненных ориентаций [2].

Целью настоящего исследования была оценка изменений на различных уровнях функционирования пациентов в ходе комплексной реабилитации, включающей духовный аспект. Для этого было проведено пилотажное исследование двух групп верующих пациентов с различной психической патологией общей численностью 20 человек. Все пациенты находились под наблюдением в отделе особых форм психической патологии ФГБНУ НЦПЗ и получали психофармакологическое лечение, а также принимали участие в работе терапевтических сообществ в рамках комплексного духовно-ориентированного модуля на базе Душепопечительского центра имени священномученика Владимира (Богоявленского) при одном из храмов города Москвы. Семейная специфика работы терапевтических сообществ предлагала возможность оценивать изменения в ходе реабилитации также со стороны родственников.

Материалы и методы: первую группу составили 10 человек с эндогенными психическими заболеваниями (n1=10) с диагнозом по МКБ-10 –F 25.х, F21.3-21.4, F 33.4, F31.7, F32.2, возраст пациентов от 23 до 52 лет, среди которых 5 мужчин и 5 женщин. Вторая группа — 10 больных с эндогенными психическими заболеваниями с коморбидными наркологическими расстройствами (n2=10, диагнозы по МКБ-10 —  F10.2х1- F10.2х2), возраст от 21 до 55 лет, среди которых 5 мужчин и 5 женщин. Контрольную группу составили 10 пациентов, 5 из которых имели схожие с основной группой эндогенные психические расстройства, а у 5 пациентов наблюдалась сочетанная патология (n3=10). Больные контрольной группы в реабилитации участие не принимали. Также была обследована группа из 5 родственников больных первой группы, и 5 родственников больных 2 группы для объективной оценки изменений в рамках семейной системы в процессе реабилитации.

В исследовательских целях использовались шкала самооценки Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина (State-Trait Anxiety Inventory, STAI), оценивающая уровень тревожности в данный момент, а также личностную тревожность; опросник SF-36 (The Short -36), позволяющий произвести комплексную оценку качества жизни, связанного со здоровьем, тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева (адаптированная версия «Purpose-in-Life Test», PIL), диагностирующий осмысленность жизни в различных контекстах (прошлое — настоящее и будущее), а также представление человека о контроле своей жизни; модификация опросника Хубера (Huber 2012), представляющая вопросы о различных аспектах духовной жизни (очевидность существования Бога, опыт молитвы и др.); методика «Шкала религиозности» (адаптированный вариант О.Ю. Казьминой), представляющая возможность дифференцировать внешние и внутренние аспекты религиозной жизни; адаптированная модифицированная шкала созависимости Спенн-Фишер (The Spann–Fischer Codependency Scale (SF CDS), позволяющая измерять степень выраженности созависимости.

Согласно исследовательской гипотезе предполагалось, что в результате комплексной реабилитации на уровне биологического функционирования у пациентов будет наблюдаться снижение показателей уровня тревожности, а повышение психо-социальных показателей жизни будет благотворно отражаться на их качестве жизни. Качественные характеристики изменений в области духовной сферы оценивалась по результатам оценки религиозной ценностно-смысловой ориентации. Недостаточные или маловыраженные изменения свидетельствовали бы о низкой степени реабилитационного потенциала программы или интактности личности пациента к проводимым действиям.

Результаты и их обсуждение: психологические исследования и клинический опрос проводились в начале участия пациентов и членов их семей в реабилитационной программе (сентябрь 2021 года) и спустя 6 месяцев. Была выявлена положительная корреляция участия в реабилитации и снижения уровня личностной тревожности (r=0,54 при p≤0,001, по данным шкалы Спилбергера-Ханина), при этом наибольшая динамика отмечалась у тех пациентов, которые регулярно участвовали во всех событиях программы и не пропускали еженедельные встречи, при этом пациенты n1 продемонстрировали более низкий уровень тревожности, чем пациенты n2, что по-видимому, связано с более сложной клинической картиной у пациентов с коморбидной патологией [3].

Анализ качества жизни (КЖ по SF-36) у больных n1 и n2 выявил более высокий уровень «удовлетворенностью жизнью в целом» и «ощущение благополучия» по сравнению с пациентами контрольной группы (по физическому компоненту здоровья 88,8 ± 43,55 в n1 и 76,5± 34,3 в n2 vs. 55,4 ± 28,5 в n3 (р < 0,05) и психологическому компоненту 72,4 ± 36,4 в n1 и 64,8 ± 35,8 в n2 vs. 35,4 ± 15,2 в n3 (р < 0,05).

Религиозная ценностно-смысловая ориентация пациентов как основной, так и контрольной группы продемонстрировала, что основные жизненные смыслы определяются религией. В группах n1 и n2 в ходе реабилитации формировалась более осмысленная религиозная ориентация, которая определяла обращение к Вере как «ресурсу» и «пути ко Спасению», со временем наблюдалась более высокая степень значимости духовных и религиозных ценностей, а также гармонизация внутренней и внешней форм религиозности (внутренняя религиозность n1/n2 – 12/10 в первой точке и 17/16 во второй; внешняя религиозность n1/n2 – 18/16 и 14/15). В то же время в группе n3 отмечалось меньшее единодушие в степени выраженности религиозной ориентации, Вера оценивалась как «убежище от бед и болезней», выражена ее «протекторная» функция, а по шкале религиозности была выражена внешняя, обрядовая религиозность.

Оценка созависимости по шкале Спенн-Фишер продемонстрировал значимое снижение эмоциональной вовлеченности родственников в отношения с пациентами 1 и 2 групп, а также желание контролировать поведение значимых других[4].

Необходимо отметить, что в ходе реабилитационного комплекса пациенты и их родственники участвуют в психокоррекционной работе, усилия специалистов направлены на выработку новых навыков совладающего поведения, происходит овладение технологиями социальной коммуникации, наблюдается трансформация ценностно-смысловых ориентаций в традиции православного мировоззрения.

Заключение: в процессе духовно-ориентированной реабилитации у пациентов наблюдается изменение функционирования, проявляющееся в снижении уровня тревожности, улучшении качества жизни и трансформации религиозных ценностно-смысловых ориентаций, по сравнению с пациентами контрольной группы. Результатом подобных изменений становится увеличение продолжительности ремиссии и улучшение социального функционирования. Участие в реабилитационном комплексе родственников приводит к снижению проявления созависимого поведения. Используемые методы диагностики позволяют определять реакцию личностной структуры на реабилитационные интервенции, благодаря чему могут быть определены мишени для дальнейшего психотерапевтического воздействия. Дальнейшее изучение влияния духовно-ориентированных реабилитационных технологий представляет интерес и должно быть продолжено в последующих исследованиях.

 

Список литературы:

 

  1. Копейко Г. И. и др. Семейные клубы трезвости: современные технологии психосоциальной реабилитации людей с религиозным мировоззрением. – 2020.
  2. Двойнин А. М. Смысложизненные ориентации религиозной личности //Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. – 2011. – №. 22. – С. 137-151.
  3. Бабурин А. Н. и др. Технология конфессионально-ориентированной реабилитации больных эндогенными психическими заболеваниями с алкогольной зависимостью //Материалы Первой Московской Международной конференции «Религиозность и клиническая психиатрия. – 2017. – С. 20-21.
  4. Бердичевский А. А., Падун М. А., Гагарина М. А. Апробация модифицированной версии методики «Шкала созависимости Спенн–Фишер» //Клиническая и специальная психология. – 2019. – Т. 8. – №. 1. – С. 215-234.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *