КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К РЕАБИЛИТАЦИИ ЭНДОГЕННЫХ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ С КОМОРБИДНЫМИ АЛКОГОЛЬНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ И РЕЛИГИОЗНЫМ МИРОВОЗЗРЕНИЕМ, УЧИТЫВАЮЩИЙ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
Магай А.И.1,2, Бабурин А.Н.1,2, Казьмина Е.А.1, Борисова О.А.1, Копейко Г.И.1
[1] ФГБНУ НЦПЗ, Москва, Россия
[2] Межрегиональное общественное движение в поддержку семейных клубов трезвости, Москва, Россия
Телефон 8-926-357-70-24
Уровень развития реабилитационных технологий в медицине и смежных областях знаний является важнейшей характеристикой современного состояния науки. Не случайным в связи с этим является изменение в последние два десятилетия научной парадигмы в отечественной психиатрической науке, которая на протяжении предыдущих десятилетий основывалась на медико-социальной модели помощи больным вне зависимости от их религиозности. Известный ученый-психиатр И.С. Кон в 90-х годах XX века утверждал, что помощь психически больным должна включать в себя процессы, «интегрирующие в динамической взаимосвязи биологическую терапию, психотерапию и социотерапию». В наши дни всемирно известные исследователи в области религиозной психиатрии Harold Koenig [9] и Herman Van Praag [10] считают необходимым привлечение духовного ресурса в работе с душевнобольными, и прежде всего с людьми, имеющими религиозное мировоззрение.
Одним из примеров интеграции медицины, психологии и духовной школы стало создание в 1998 году при геронтологическом подразделении Медицинского центра Дюкского университета (США) Larson′ом Центра духовности, теологии и здоровья, ориентированного на изучение влияния религиозной веры и идентичности на психофизическое состояние человека [8]. Несколькими годами ранее в 1994 году на базе Научного центра психического здоровья в Москве была создана научно-клиническая группа, которая на протяжении уже более чем 25 лет занимается вопросами психического здоровья у верующих больных с православным мировоззрением [3].
Актуальность: Согласно научным данным распространенность алкогольной зависимости у больных эндогенными психическими расстройствами составляет 10%-25% (Бохан Н.А., 2009) [4]. Количество больных с религиозным мировоззрением и двойными диагнозами представляется трудно установимым в виду недостаточного количества исследований подобных больных в России. Основными приницпами помощи данной группе больных являются сочетание медико-биологической терапии и психосоциальной реабилитации (Цыганков Б.Д., 2013) [6] с использованием реабилитационных технологий, включающих в себя духовно-ориентированный компонент В выборе реабилитационных методик необходимо основываться на принципах нестеснения, использовать учение о социальной терапии и помощи в условиях терапевтического сообщества, большое значение имеет работа с семьей больного на принципах системной семейной психотерапии (Бабурин А.Н., 2016) [2]. Внедрение в практику персонифицированных форм реабилитации должно учитывать базовые личностные духовные ценности больного, целесообразно использование духовно-ориентированных модулей в комплексной программе помощи для пациентов с религиозным мировоззрением (Копейко Г.И., 2016) [5]. Перспективным представляется осуществление мероприятий реабилитационного комплекса, используя ресурс общественных организаций (Ястребова В.В., 2018) [7].
В 2016-2018 годах на базе отделения особых форм психической патологии ФГБНУ НЦПЗ была разработана технология реабилитации больных с коморбидной патологией с опорой на ценностно-смысловые личностные ориентации. Конфессионально-ориентированная программа реабилитации больных с учетом их религиозного мировоззрения позволяет осуществлять своевременную диагностику и мониторинг психического состояния больного. Комплексные мероприятия, включающие различные модули, направлены на профилактику возможных рецидивов у пациентов с религиозным мировоззрением [1].
В структуре технологии выделяются терапевтический и реабилитационный модули. Основным содержанием терапевтического модуля является амбулаторная консультативная и лечебно-профилактическая помощь. Больные, находящиеся под динамическим наблюдением врачей и клинических психологов, получают поддерживающее психофармакотерапевтическое лечение. Реабилитационный модуль представлен двумя основными блоками, состоящими из методик психосоциальной и конфессионально-ориентированной реабилитации, осуществляемых в рамках работы терапевтического сообщества.
Организация терапевтического сообщества (ТС) среди верующих больных является современным и эффективным инструментом в реабилитации, помогающим успешно реализовывать поставленные задачи. В установившейся группе выстраиваются социальные взаимодействия среди больных, членов их семей, а также людей, осуществляющих помощь и поддержку. В терапевтическом сообществе реализуется принцип биопсихосоциодуховного единства, а динамичность в изменении состояния пациента связана с теорией социального научения, где высокую степень значимости имеет мировоззренческая позиция личности.
В ходе блока психосоциальной реабилитации больные с шизофренией участвуют в тренинге социальных навыков, работа с больными с аффективной патологией проводится по методу формирования личностной саморегуляции, все пациенты принимают участие в регулярных занятиях в условиях терапевтического сообщества с участием членов семей, где используется системная семейная групповая психотерапия. С целью изменения отношения к употреблению алкоголя применяется методология психотерапевтического общения по методу духовно-ориентированного диалога Т.А. Флоренской. Большое внимание уделяется арт-терапевтическим занятиям с учетом психических особенностей и творческих навыков больных.
Конфессионально-ориентированный блок реабилитационного модуля предполагает включение пациентов в жизнь религиозной православной общины на базе православного больничного храма иконы Божией Матери «Целительница», налаживание эффективного взаимодействия среди участников технологии и прихожан храма в рамках социальной сети. Результатом интеракций участников в созданной терапевтической среде является их приобщение к традиции церковной жизни (общая молитва, исповедь причастие) под духовным руководством опытных священнослужителей, имеющих специальное образование в области психологии или психиатрии. Проводятся индивидуальные беседы со священниками с обсуждением значимых вопросов духовной жизни в аспекте жизни человека с психическим заболеванием, осуществляется посещение значимых культурно-исторических мест и паломничества. Помимо встреч и мероприятий на базе Научного центра психического здоровья осуществляется взаимодействие больных с представителями других реабилитационных программ конфессионально-ориентированной и светской направленности, а также верующими из приходов Русской Православной Церкви. На различных площадках города организуются и проводятся спортивные и творческие мероприятия, больные принимают участие в праздновании религиозных памятных дат, участвуют в фестивалях и региональных встречах.
Контроль за осуществлением мероприятий в рамках технологии осуществляет мультидисциплинарная команда специалистов, в которой принимают участие врачи-психиатры, наркологи, клинические психологи и социотерапевты, а также священнослужители. Важной мишенью командной работы является улучшение климата семейных отношений и приобретение навыков профессиональной или трудовой деятельности. Другой значимой мишенью реабилитационной деятельности является переструктурирование и создание заново социальных сетей у плохо адаптированных лиц с целью увеличения получаемой ими социальной поддержки. В структуре конфессионально-ориентированного модуля большое значение уделяется настраиванию внутреннего диалога человека с самим собой, осуществляется помощь в решение экзистенциальных вопросов, работа с ценностями и смыслами. Одной из актуальных потребностей верующего человека является духовное осмысление жизненного процесса, в виду чего представляет значение ценностно-направленный характер любой реабилитационной деятельности. Православный верующий с большим энтузиазмом и внутренней отдачей включается в процесс помощи, если подобная работа носит духовно-ориентированный характер.
Цель: В рамках научного исследования, проводившегося в ФГБНУ НЦПЗ в 2016 — 2018 годах с целью разработки комплекса реабилитационных мероприятий у больных эндогенными психическими заболеваниями с коморбидной алкогольной зависимостью, имеющих религиозное мировоззрение, на этапе ремиссии психического заболевания и становления ремиссии и формирования устойчивой трезвенной позиции в связи с наркологическим заболеванием, были исследованы 26 больных с диагнозом приступообразной шизофрении, шизоаффективными психозами в катамнезе, а также больные с шизотипическими расстройствами без психотических расстройств и больные с непсихотическими эндогенными аффективными расстройствами (по МКБ-10 F20.04 – F20.05, F25.х, F21.3-21.4, F33.4, F31.7, F32.2). У исследуемой группы больных наблюдалась сочетанная алкогольная зависимость (по МКБ-10 F10.2х1- F10.2х2). Среди наблюдавшихся — 17 мужчин и 9 женщин, средний возраст больных составлял 39,2±7,5 лет. Контрольную группу составили 10 человек с соответствующими основной группе нозологией и возрастом. Больные основной группы находились на амбулаторном наблюдении в НЦПЗ, получали психофармакотерапевтическую помощь и участвовали в мероприятиях реабилитационного модуля технологии. Больные контрольной группы получали лишь психофармаколечение. В ходе исследования была определена эффективность технологии конфессионально-ориентированной реабилитации больных эндогенными психическими заболеваниями с алкогольной зависимостью.
Методы: Пациенты были обследованы клинико-психопатологическим, клинико-катамнестическим, клинико-динамическим методами. Были проведены исследования по оценке позитивных и негативных психопатологических расстройств по шкале PANSS, исследование смысложизненных ориентаций, а также тестирование по шкале самооценки Дембо-Рубинштейн и шкале религиозности О.Ю. Казьминой.
Результаты: В результате исследования было установлено, что у участников реабилитационных мероприятий ремиссия по психиатрическому заболеванию в течение года наблюдалось у 65,4% больных, спустя два года у 16,7%, в то же время воздерживались от приема алкоголя после года реабилитации 84,6% больных, спустя два года – 34,6%. В контрольной группе ремиссия отмечалась лишь в 10% наблюдений. У больных, принявших участие в реабилитационном модуле, было отмечено улучшение качества ремиссии – восстановление и повышение профессионального статуса, улучшение семейного положения, улучшение уровня коммуникации в межличностном общении, изменение ритма церковной жизни (церковная жизнь стала более регулярной), меньшее количество госпитализаций в психиатрические и наркологические стационары.
Изменение ценностно-смысловых личностных особенностей по показателям психометрических шкал у больных, прошедших мероприятия реабилитационного модуля, состояло в повышении уровня общей осмысленности жизни по шкале «смысложизненные ориентации», наблюдалась трансформация ценностно-смысловой структуры личности за счет увеличения значимости социо-духовных факторов. По шкале самооценки отмечалось формирование более адекватной самооценки, пациенты более зрело относились к особенностям своего состояния. Изменение религиозного поведения сопровождалось увеличением количества больных, которые используют более адаптивные религиозные копинг-стратегии, наблюдалась трансформация религиозного мировоззрения и гармонизация внутренней и внешней форм религиозности у пациентов.
Выводы: Таким образом, высокая эффективность реабилитации у больных с религиозным мировоззрением обуcловлена использованием мультидисциплинарного четырехкомпонентного (био-психо-социо-духовного) подхода, в котором психофармакотерапия сочетается с групповой психотерапией и социотерапевтической работой в рамках терапевтического сообщества, а в реабилитационную деятельность гармонично включен духовно-религиозный компонент. На высокое качество ремиссии оказало влияние изменение ценностных установок личности, реализация семейного подхода, переориентация личности на духовные смыслы в рамках духовно-ориентированного подхода.
Список литературы
- Бабурин А.Н., Магай А.И., Казьмина Е.А., Гедевани Е.В., Болтрукевич М.Д. Технология конфессионально-ориентированной реабилитации больных эндогенными психическими заболеваниями с алкогольной зависимостью // Материалы Первой Московской Международной конференции «Религиозность и клиническая психиатрия», 20-21 апреля 2017 года: Сборник научных трудов.– М.: «Сам Полиграфист», 2017. — С. 96 – 100
- Бабурин А.Н., Соборникова Е.А., Магай А.И., Казьмина Е.А. Семейные клубы трезвости как подход в реабилитации лиц, зависимых от употребления алкоголя и их созависимых родственников // Вопросы наркологии. — 2016. — №11-12. — С.101-104
- Борисова О.А., Гусев В.В., Дробашенко Т.Г., Пятницкая Л.Н., Слоневский Ю.А., Комисарова С.А. Опыт конфессионально-ориентированной реабилитационной работы с психическими больными, основанной на анализе их религиозного мировоззрения // Консультативная психология и психотерапия. — 2010. — № 3. -С.176-187
- Бохан Н.А., Семке В.Я. Коморбидность в наркологии. — Томск: ТГУ, 2009. — 510 с.
- Копейко Г.И., Борисова О.А., Казьмина О.Ю. Религиозные копинг-стратегии в реабилитации психически больных // Психиатрия. — 2016. — № 2. — С. 40-49
- Цыганков Б. Д., Шамов С.А., Земсков М. Н. Подходы к лечению абстинентного, постабстинентного состояния наркологических больных. // Российский медицинский журнал. 2013. — №4. – с.32-36
- Ястребова В.В., Солохина Т.А. Клинико-социальные и психологические аспекты реабилитационной работы в общественной организации: оценка эффективности. // Психиатрия. – 2018.- №3(79) — С. 51-60.
- David B. Larson and Susan S. Larson. Health’s Forgotten Factor. Medical Research Uncovers Religion’s Clinical Relevance//God, Science, and Humility: Ten Scientists Consider Humility Theology. Edited by Robert L. Herrmann. Templeton Fondation Press. Philadelphia & London, 2000. P.230.
- Koenig H.G., King D., Carson V. Handbook of religion and health, 2nd ed. New York: Oxford, 2012
- Van Praag H. M. Religiosity, a personality trait to be reckoned within psychiatry. World Psychiatry. Feb 2013; 12 (1): p. 33–34.