• Первая Московская конференция «Религиозность и клиническая психиатрия»

Экологический подход в преодолении проблем зависимого поведения

Сборник_конференция_2018

УДК 271.2-46-056.83

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПРЕОДОЛЕНИИ ПРОБЛЕМ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ

The ecological approach to overcome problems of addictive behavior

Магай А.И., Казьмина Е.А., Копейко Г.И., Борисова О.А. 

Аннотация: исследователями по всему миру ведется поиск эффективных программ достижения трезвости. На сегодняшний день предложено ряд концепций, которые могли бы с научной точки зрения объяснить природу зависимых расстройств. Многие из таких подходов опираются на медицинскую концепцию зависимости как болезни или генетически-обусловленного заболевания. В свете достижений медицинской науки последней четверти века не вызывает сомнений влияние биопсихосоциодуховных причин на формирование зависимого поведения и необходимость использования семейного подхода для достижения трезвости. В данном исследовании речь пойдет об экологическом подходе, на основании которого предлагается решать проблемы, связанные с преодолением зависимого поведения.

Ключевые слова: экологический подход, экосистемная модель алкоголизма, метод Худолина, семейные клубы трезвости, трезвость.

Annotation: researches around the world is searching for effective programs to achieve sobriety. To date, a number of concepts have been proposed that could scientifically explain the nature of dependent disorders. Many of these approaches rely on the medical concept of addiction as a disease or genetically determined disease. In the light of the achievement in medical science of the last quarter century, there is no doubt the influence of biopsychosociospiritual causes on the formation of dependent behavior and the need to use a family approach to achieve sobriety. In this study we will talk about the ecological approach, on the basis of which it is proposed to solve the problems associated with overcoming dependent behavior.

Key words: ecological approach, ecosystem model of alcoholism, the Khudolin Method, family clubs if sobriety, sobriety.

Доступность новых достижений в медицине и здравоохранении, а также внедрение принципиально иных типов социальных отношений, обусловленных развитием политической и экономической ситуации в стране и в обществе в целом, открывают возможность рассматривать различные программы помощи людям с особыми формами поведения, которые могут представлять опасность не только для отдельного человека, но для семьи и общества в целом. Проблемы, возникающие в связи со злоупотреблением алкоголя, можно отнести к той категории проблем, где наблюдаются не только лишь нарушение физического здоровья человека, но также нарушение взаимодействия человека с окружающими его людьми. В виду влияния человека на свое ближайшее окружение, которое в свою очередь сообщается с другими людьми, составляющими единое целое в рамках человеческого сообщества, наблюдается воздействие на здоровье всего общества. Поэтому профилактику нарушений, вызванных злоупотреблением алкоголя, следует рассматривать как фактор, влияющий на повышения общего уровня сохранности семьи, от которого зависит и уровень здоровья в обществе в целом.

В научном сообществе, а также в различных социальных группах можно встретить различный взгляд на понимание проблем, связанных с  достижением трезвого образа жизни. Следует признать, что отношение к алкоголю в обществе оказывает существенное влияние на осмысление проблем, связанных с алкогольной зависимостью. В настоящее время в России важность борьбы со злоупотреблением психоактивными веществами не вызывает сомнения, что связано с большой распространенностью в современных условиях алкоголизма и наркомании.

В различные периоды истории во многих странах употребление спиртного считалась приемлемой и даже желаемой формой поведения, а стимулирование потребления спиртного являлось двигателем экономического развития [1]. Позднее  в XVIII — XIX веках во многом в связи с общественным и технологическим развитием широкое распространение в оценке зависимого поведения приобрел нравственный подход. Причинами невозможности жить в трезвости согласно этому подходу была недостаточная развитость моральных качеств личности. Меры дисциплинарного порядка служили воспитательным средством для морально распущенного пьяницы [2].

В середине XIX-го века Magnus Huss’ом[1] (1849, 1952) была предложена своя концепция хронического алкоголизма. Согласно этой концепции считалось, что алкоголизм развивается лишь у неблагополучного, опустившегося «на дно общества» контингента людей со сформировавшимися тяжелыми нарушениями физического и социального благополучия. У таких алкоголиков выявлялись серьезные семейные, профессиональные и вообще социальные проблемы.

По мнению получившего мировую известность исследователя проблем злоупотребления алкоголем В.Худолина, традиция культурально-обусловленного употребления алкогольных напитков в истории народов мира оказала влияние на то, что проблемы злоупотребления алкоголем расценивались как  привычное пьянство[3]. Только лишь по прошествии более чем ста лет, предложенная M.Huss’ом концепция алкогольной болезни получила широкое распространение во многом благодаря активно развивавшемуся в США движению «Анонимные алкоголики»[4].

После второй мировой войны концепция алкоголизма как болезни стала использоваться в национальных классификациях болезней в большинстве стран мира. Укоренение в практике медицинского подхода к проблеме алкоголизма сделало устойчивым представление о том, что человек, страдающий алкоголизмом, уже навсегда утрачивает способность употреблять алкоголь в умеренном количестве. Умеренное или «культурное» употребление алкоголя, являющееся проявлением адекватного, принятого обществом способа поведения уже не может быть реализовано человеком, который страдает алкогольной болезнью.

Следствием развития медицинской концепции алкоголизма стало признание в медицинском сообществе того факта, что зависимый от алкоголя человек не может эффективно справляться со своим недугом и получить исцеление от заболевания в силу имеющейся у него генетической отягощенности. Следующим мифом, возникновение которого явилось результатом смены научной парадигмы, стало предположение о минимальной роли общества, а также самого человека в развитии патологического состояния, ведь утрата больным человеком способности употреблять алкоголь как все, в умеренном количестве, является детерминированной «богами и судьбой» [5].

Столь крайняя позиция со временем получила дальнейшее развитие. Концепция была преобразована в социально-психиатрическую или социально-медицинскую. В основе нового подхода лежало предположение, что алкоголизм обусловлен как социально-психологическими причинами, но также и связан с другими специфическими причинами, как, например, с наследственной отягощенностью.

Следующий шаг вперед был сделан в сотрудничестве с семейным движением по преодолению проблем зависимого поведения. Коллективом специалистов во главе с председателем Всемирной социально-психиатрической ассоциации (WASP), югославским психиатром В. Худолиным, была предложена концепция, согласно которой расстройства при алкоголизме формируются  как результат особого образа жизни, или стиля поведения человека. При усугублении патологического поведенческого стереотипа у зависимого возникают как психические, соматические, так и значительные социально-психологические проблемы, которые уже являются проявлением болезни. Однако, может наблюдаться и другая картина, когда изменение образа жизни приводит к обратному развитию осложнений, как психосоматического, так и социо-психологического уровней. Такой подход стал именоваться биопсихосоциодуховным подходом, или экологическим подходом к решению проблем, связанных со злоупотреблением алкоголя [6].

Важное практическое заключение из положений новой концепции состояло в том, что на выбор дальнейшего жизненного уклада зависимого человека оказывает влияние комплекс причин, а состояние зависимости может быть обратимо. Медицинская модель в большой степени детерминировала развитие соматических и психических осложнений в процессе нарастания алкогольной болезни. Новая парадигма создала предпосылки для выбора трезвенной жизненной позиции, ведь даже при сформировавшейся алкогольной зависимости может произойти оздоровление организма, восстановление семейного и профессионального статусов, возвращение социального благополучия общества в целом. В рамках этой концепции трезвость, либо умеренное или «культурное» употребление алкоголя, либо алкогольный образ жизни семьи, являются вполне самостоятельными формами поведения, или особыми жизненными стилями.

Экологический подход получил свое дальнейшее развитие благодаря исследованиям Белградской школы аддиктологии. В 80-х годах XX века коллективом специалистов была сформулирована экосистемная модель алкгольной болезни в рамках семейного подхода. Особый эмоциональный тип взаимодействия человека со сложившимся алкогольным стереотипом поведения с членами семьи, своим ближайшим окружением приводит к формированию особой системы взаимоотношений, которую можно охарактеризовать как новый образ жизни, или стиль поведения семьи и общества. Каждый из таких стереотипов поведения охватывает как самого человека, но также и членов его семьи, ближайшее окружение, включая и профессиональное сообщество [7].

Экосистемный подход, базирующийся на общей теории систем Л. фон Берталанфи, предполагает “организмический взгляд на мир”, в котором постулируются положения о том, что целое больше, чем сумма его частей, а все части и процессы целого влияют друг на друга и друг друга обусловливают. Семья — это “живой организм, напоминающий скорее пламя, чем кристалл” [8]. В семейной системе используется понятие семейного гомеостаза как набора устойчивых эмоциональных и поведенческих механизмов, обеспечивающих постоянство семейной системы, с другой стороны всякая семейная система стремится пройти полный жизненный цикл, подчиняясь закону развития. Патологический семейный гомеостаз складывается в результате закрепления эмоциональных связей, обусловленных потреблением психоактивных веществ. Формирование новой патологической системы обуславливает стойкость изменений на уровне семейных смыслов и ценностей.

Можно сказать, что в обществе встречаются и создают многообразие социальных взаимоотношений вполне самостоятельные жизненные уклады людей с различными стилями поведения в отношении употребления алкоголя. На выбор образа жизни оказывают влияние не только самостоятельное свободное решение личности, но также аккумулирующий эффект наследственной предрасположенности. Велико влияние семейных привычек и традиций общества, а также социальной среды в целом. В малой степени обусловлены самостоятельным выбором человека воспитание или образование, а также представления об общественно приемлемых формах поведения. Отношение к употреблению алкоголя в значительной степени определяется уровнем медицинской информированности о проблеме и социальным воспитанием, направленным на формирование трезвого образа жизни.

В ближайшем окружении трезвенника будут встречаться люди, воздерживающиеся от спиртного и курения. В то же время умеренно или «культурно» употребляющие алкоголь будут выпивать время от времени. В связи с этим у них могут возникать связанные с алкоголем проблемы со здоровьем, семейные и социальные сложности. Однако выраженность этих расстройств не будет такой, как при алкоголизме. Образ жизни человека с алкогольной зависимостью сопряжен со многими трудностями и страданиями, которые определяются проявлениями алкогольной болезни, в этом случае наблюдается большая степень снижением качества жизни.

Научным достижением сегодняшнего дня является вывод о том, что эффективное оказание помощи лицам, страдающим алкогольной зависимостью, возможно при использовании комплексных программ, направленных не только на здоровье конкретного человека, но и оздоровление всей семьи и общества в целом [9].

Такие программы должны включать в себя медицинский компонент, задачей которого является обеспечение профессиональной медицинской помощи больным с алкогольными расстройствами, а также комплекс социо-терапевтических процедур, в который должен быть включен духовно-ориентированный компонент. Формирование осмысленной трезвенной позиции на проблему употребление алкоголя является результатом осознанного свободного личностного выбора, в котором большое значение имеет правильным образом выстроенные ценностно-смысловые ориентиры. В зависимости от структуры реабилитационной программы возвращение к трезвому образу жизни будет происходить не одинаково во всех социо-терапевтических сообществах, даже в случае необходимого медицинского сопровождения [10].

Стоит отметить, что в рамках третичной профилактики происходит как оказание наркологической помощи, так и осуществляется медико-социальная реабилитация [11]. Медицинский блок наркологической помощи, который, как правило, составляют дезинтоксикация, медикаментозная терапия выявленных нарушений соматического характера, связанных со злоупотреблением алкоголя, а также базовая медико-психологическая поддержка, имеет одинаковые принципы в любых странах мира вне зависимости от концептуальных представлений о природе алкогольных расстройств. Однако, этот аспект важен для успешного профилактики и организации реабилитационных мероприятий у этого контингента больных. В рамках экологического подхода проводимое медицинское лечение должно быть опосредованно дополнено реабилитационными мероприятиями, результатом которых должно стать изменение образа жизни человека, страдающего алкогольной зависимостью. Только в этом случае может быть обеспечена длительная ремиссии, и человек может быть надежно защищен от проблем, которые в случае продолжающегося алкоголизма могут привести и к летальным результатам [12].

В медицинском плане признание алкоголизма только лишь генетически обусловленной болезнью может привести к следующей дилемме. Больной алкоголизмом «обречен» на страдания в силу естественных причин, а социальная ответственность общества, в связи с отношением к алкоголизму как общественному явлению, сведена к минимуму. Такой вывод оказывается предпочтительным для зависимого от алкоголя, который может «переложить» вину за свою болезнь на природу. Но также и общество, которое большей частью представлено умеренными или «культурными» потребителями алкоголя, находит в таком объяснении свою выгоду. В таком обществе быстро формируется мнение, будто «алкоголику просто нельзя пить», а его «болезнь никак не связана с общественно принятым умеренным или «культурным» потреблением алкоголя». Логически оправданным выводом при таком подходе, является утверждение о том, что в отличие от злоупотребления спиртным умеренное употребление является не опасным, а умеренные или «культурные» потребители могут свободно продолжать пить [13].

Другим заблуждением является мнение о том, что зависимыми от алкоголя становятся только люди из среды с наследственной предрасположенностью к алкоголизму, в то время как те, которые не обременены такой предрасположенностью, могут пить «культурно» и никогда не станут алкоголиками. Однако профессиональные исследователи этого вопроса утверждают, что в отсутствии триггерных механизмов, к которым можно отнести и воздействие  внешних факторов общественной жизни, только лишь генетической предрасположенности недостаточно для возникновения алкоголизма. Некоторую точку в дискуссии о наследственных причинах алкоголизма ставит позиция профессионалов о том, что эффективная борьба с алкоголизмом и проблемами, связанными с ним, возможна только в том случае, когда в обществе реализуются программы по снижению количества алкоголя, употребляемого умеренно или «культурно» [14].

В социально-психологическом аспекте на решение алкогольных проблем оказывают влияние отношения человека с обществом, в связи с этим целесообразно проводить реабилитационные мероприятия внутри сообщества, в котором зависимый от алкоголя живет и работает. Примером такой работы является использование альтернативных реабилитационных программ, которые дополняют и качественно совершенствуют помощь на медицинском этапе реабилитации [15].

Опора на социо-терапевтическую парадигму, включающую в себя семейный подход, позволяет использовать современные методики психотерапевтической помощи больным алкоголизмом с привлечением технологического комплекса, основанного на коррекции семейных отношений. Современные исследователи обращают внимание на то, что зачастую усиление алкогольных расстройств, связано с нарушением экологического равновесия в системе отношений зависимого человека и его ближайшего окружения, а также в профессиональных коллективах. Актуальным в связи с этим является внедрение подхода, который предполагал бы проведение профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, в местах, которые максимально приближены к условиям естественной среды проживания или работы. Внеинституциональная помощь, оказываемая  по месту жительства или месту работы, имеет большее влияние на улучшение качества жизни человека и общества [16].

Стоит отдельно отметить, что под экологическим подходом в трезвенном аспекте мы не понимаем мероприятия по охране окружающей природы и высадке зеленых насаждений. Под экологическим подходом скорее подразумевается достижение достойного уровня качества жизни всего общества, стремление к защите интересов сообществ людей, столкнувшихся с жизненными трудностями, необходимость соблюдения основных человеческих прав и свобод, в том числе и на получение профессиональной качественной помощи.

На первый взгляд может показаться, что политический запрет на употребление спиртного является самым простым и надежным способом для решения проблем, связанных со злоупотреблением алкоголем. Однако опыт тех стран, которые вводили подобную практику, или осуществляют ее сегодня, показывает, что на пути такой профилактики возникает большое количество препятствий, мешающих ее осуществлению и не дающих ожидаемого результата.

Перед научным сообществом и заинтересованными людьми стоит задача предложить эффективную программу предотвращения расстройств, связанных с употреблением алкоголя, которая должна основываться на получившей широкое распространение и признание методологии. Критериями доступности универсального подхода является приемлемость его реализации с экономической точки зрения, а также способность удовлетворять потребностям общества, а значит затрагивать те проблемы, которым общество на определенном этапе своего развития готово уделить внимание.

В заключении хотелось бы еще раз отметить, что успешное предотвращение расстройств, связанных со злоупотреблением алкоголем, может быть осуществлено только путем формирования взвешенного отношения к проблеме. Опора на здоровые духовно-нравственные ценности, последовательная работа, направленная на уменьшение потребления алкоголя в определенном сообществе, адекватно осуществляемые профилактические и реабилитационные мероприятия являются залогом успешного достижения трезвой и здоровой жизни граждан нашего государства.

Литература

  1. Прыжов И.Г. История кабаков в России. СПб.: ИД «Авалонъ», Издательский Дом «Азбука классика», 2009
  2. Рачинский С.А. Сельская школа. Спб, 1910 – С. 204.
  3. Vladimir Hudolin. Alkohološki priručhnik. – Medicinska naklada, Zagreb, – 289 p.
  4. Бабурин А.Н. Славянские истоки социально-экологического подхода во врачевании алкоголизма и других видов пристрастий. Доклад на научно-практической конференции «Славянский мир: общность и многообразие», Тверь, 2008. Режим доступа: http://baburin.cerkov.ru/2008/07/05/1215/ Дата обращения: 08.02.2018
  5. Зоричич З.«Современный подход с учетом духовно-религиозного аспекта к лечению расстройств, связанных со злоупотреблением алкоголя. Материалы научной конференции с международным участием «Проблемы психосоциальной реабилитации психически больных с религиозным мировоззрением», Москва, 2016 г. Режим доступа: http://centrnasokole.pravorg.ru/istoriya-shkoly/vizit-balkanskoj-delegacii-28-30-marta-2016-goda/konferenciya-v-ncpz-29-marta-2016-goda/doklad-zorana-zorichicha/ Дата обращения: 08.02.2018
  6. Худолин В. Руководство по алкологии: экологический или «зеленый» подход // Сборник материалов Фестиваля православных обществ трезвости им. С.А. Рачинского «Татевские Чтения — 2014». – М.: МОД СКТ, 2016. – 132 с.
  7. Nastasić P. Ekosistemski pristup alkoholizmu. Beograd: Publikum, 2012/
  8. Черников А.В. Системная семейная терапия. М.: 2001
  9. Каклюгин Н.В., Бельков С.Н., Костюкова Т.А., Григорян Н.А., Пучнин Д.С., Пащенко П.В. Основные модели оказания реабилитационной помощи лицам с химической зависимостью на территории Российской Федерации, реализуемые социально ориентированными некоммерческими и конфессиональными организациями. Сообщение 1. Биопсихосоциодуховная модель: общий обзор. Программа «12 шагов» // Наркология. — 2017. — № 5. — с. 87-116
  10. Магай А.И., Казьмина Е.А., Борисова О.А., Копейко Г.И. Место конфессионально-ориентированных подходов в комплексной лечебно-реабилитационной помощи больным эндогенными психическими заболеваниями с алкогольной зависимостью // Наркология. — 2017. — № 5. — с. 74-75
  11. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 09.04.2010 N 225ан (ред. от 15.03.2011) «Об утверждении Порядка оказания наркологической помощи населению Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.05.2010 N 17129)
  12. Бабурин А.Н., Гусев Г.В., Соборникова Е.А., Горячева А.А. Семейные клубы трезвости как метод реабилитации в системе наркологической помощи // Учебно-методическое пособие. – М.: ГБОУ ДПО РМАПО, 2016 год. — 112 с
  13. Настасич П. Высокоактивные алкоголики: как семья и окружение способствуют поддержанию алкоголизма // Наркология. — 2017. — № 5.
  14. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Эффективные программы профилактики употребления психоактивных веществ // Актуальные проблемы клинической психологии в современном здравоохранении. Екатеринбург. — 2004. — С. 195-207
  15. Худолин В. Клуб леченых алкоголиков. – М.: МОД СКТ, 2016. – 128 с
  16. Бабурин А.Н., протоиерей. Особенности реабилитационной работы в православных семейных клубах трезвости // Доклад на научной конференции с международным участием «Проблемы психосоциальной реабилитации психически больных с религиозным мировоззрением», Москва, 29 марта 2016 года. Режим доступа: http://baburin.cerkov.ru/2016/03/29/osobennosti-reabilitacionnoj-raboty-v-pravoslavnyx-semejnyx-klubax-trezvosti/ Дата обращения: 08.02.2018

Сведения об авторах:

Магай Андрей Игоревич, отделение особых форм психической патологии отдела по изучению эндогенных психических расстройств и аффективных состояний ФГБНУ НЦПЗ, Межрегиональное общественное движение в поддержку семейных клубов трезвости (МОД СКТ), Andrey.magay@ncpz.ru, +7(926)3577024

Magay Andrey Igorevich, specific forms of mental pathology studying group of the Department of endogenous psychological disorders and affective state research of MHRC, MOD SKT, Andrey.magay@ncpz.ru, +7(926)3577024.

Казьмина Елизавета Андреевна, клинический психолог, отделение особых форм психической патологии отдела по изучению эндогенных психических расстройств и аффективных состояний ФГБНУ НЦПЗ.

Kazmina Elizaveta Andreevna, clinical psychologist, specific forms of mental pathology studying group of the Department of endogenous psychological disorders and affective state research of MHRC.

Копейко Григорий Иванович – к.м.н., заместитель директора по научной работе ФГБНУ НЦПЗ.

Kopeyko Grigory Ivanovich PhD, Deputy of Director of FSBSI MHRC for scientific work.

Борисова Ольга Александровна — к.м.н., ведущий научный сотрудник отдела по изучению эндогенных расстройств и аффективной патологии ФГБНУ НЦПЗ.

Borisova Olga Alexandrovna — PhD, leading researcher of the Department of endogenous mental disorders and affective states of FSBSI MHRC

[1]Huss Magnus (1807-1890), шведский врач, профессор внутренних болезней в больнице «Каролина» в Стокгольме, об алкоголизме написал книгу, которую цитируют почти в каждой работе об алкоголизме. Книга опубликована в двух частях под названием «Alcoholismus chronicus».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *