Религиозные копинг-стратегии в реабилитации больных эндогенными психическими заболеваниями с алкогольной зависимостью.
Магай А.И., мл.н.с. ФГБНУ Научный центр психического здоровья, МОД СКТ, Москва, Россия. E-mail: andrey.magay@ncpz.ru
Казьмина Е.А., клинический психолог, ФГБНУ Научный центр психического здоровья, Москва, Россия. E-mail: kazmina_l@mail.ru
RELIGIOUS COPING STRATEGIES IN REHABILITATION OF PATIENTS WITH ENDOGENIC MENTAL DISORDERS COMBINED WITH ALCOHOLIC ADDICTION
Magay A.I., Kazmina E.A., Mental health research center, Moscow, Russia.
Реабилитация больных эндогенными психическими заболеваниями с алкогольной зависимостью представляет интерес в связи с актуальностью данной патологии в популяции. Привлечение теории «копинга» (Lazarus R.S., Folkman S., 1984) в осмыслении этой проблемы важно подходу, благодаря которому индивидуум переживает стресс или ответ на стресс.
Важнейшим копинг-ресурсом, которые обусловлены личностными характеристиками, являются ценностно-смысловые установки личности, связанные с религиозным мировоззрением. Опыт духовно-ориентированного проблемно-разрешающего поведения, а также социальная поддержка, реализуемая в религиозной среде, являются составляющей частью религиозных средовых копинг-ресурсов, оказывающих влияние на копинг-поведение в целом.
С позиций теории копинга аддиктивные расстройства у психически больных людей можно рассматривать как псевдоадаптивный способ совладания со стрессом на фоне измененной почвы. В рамках религиозного мировоззрения развитие алкоголизма у психически больных можно рассматривать как греховное поведение, явившееся результатом ослабление нравственных сил личности. Привлечении новых религиозных копинг-ресурсов и копинг-стратегий способно оказать благотворное влияние на личность и повлечь за собой и изменение копинг-поведения.
В зависимости от стиля интеграции религиозных копинг-стратегий личностью исследователями выделяются самостоятельный, подчиненный и совместный стиль поведения личности (Pargament K., 2000). Выделяют также следующие типы интериоризации религиозных копинг-стратегий личностью: манипулятивный (безличностный), договорной (принцип взаимной выгоды), отношения взаимной любви (Verhagen P., 2012).
Среди положительных «функций» религиозных копинг-стратегий стоит отметить способность обретения смысла и цели в жизни, положительное влиянии на чувство контроля над ситуацией, благотворное влияние на эмоциональную регуляцию повседневной жизни, улучшение качества социальной поддержки благодаря религиозной общине, а также трансформация ценностно-смысловых образований личности (Hefti R., 2011).
Религиозные копинг-стратегии в реабилитации больных с коморбидной патологией последовательно реализуются в рамках работы конфессионально-ориентированной технологии на базе ФГБНУ НЦПЗ (Москва, Россия).