Аксиосемантические особенности больных с религиозным мировоззрением
ФГБНУ «Научный центр психического здоровья»,
Москва, Россия
е-mail: i.v@mail.ru
В последние годы все более очевидной становится необходимость реабилитации пациентов, страдающих эндогенными психическими заболеваниями, в период реконвалесценции и ремиссии. Реализация реабилитационной программы, наряду с проводимой психофармакологической терапией, непосредственно влияет на результат проводимого лечения.
Оказание медикаментозной помощи больным эндогенными психическими заболеваниями во время обострения зависит в первую очередь от биологических особенностей протекания болезненного процесса. В то время как на этапе становления ремиссии, когда продуктивная симптоматика редуцируется, на первый план начинают выступать личностные особенности больных и их ценностно-смысловые ориентации. В этой ситуации религиозное мировоззрение может являться наиболее существенным фактором, оказывающим влияние на протекание этапа ремиссии. Таким образом, именно на этапе реабилитационной работы с пациентами наиболее важным оказывается ориентация на религиозное мировоззрение.
Наиболее адекватным на настоящем этапе развития психиатрической науки является психосоциальный подход к реабилитации психически больных. Он включает в себя этапы восстановительного лечения, реадаптации и ресоциализации.
Основными принципами реабилитации психически больных считаются единство фармакологического и психосоциального методов воздействия, дифференциальный подход к каждому больному, раннее начало реабилитационных мероприятий, партнерские отношения с пациентом (личностный подход), комплексность проводимых мероприятий, коррегируемость (управляемость) лечебного процесса, этапность и преемственность реабилитации пациентов [1,3].
Главными мишенями психотерапевтической работы являются создание комплаентности пациентов, коррекция самостигматизации, создание внутренней картины болезни, социальной компетентности, навыков совладания со стрессами.
Изучение особенностей мировоззрения религиозных больных, страдающих психическими расстройствами, позволило выявить существенные особенности, которые оказывают влияние на формирование тактики реабилитации этих больных.
Методика и группы исследуемых пациентов.
Анализ религиозного мировоззрения осуществляется через изучение важнейшей составляющей мировоззрения, доступной психологическому исследованию — области ценностных и смысловых образований личности.
В рамках данного исследования было произведено как выявление ценностно-смысловых структур мировоззрения испытуемых, так и анализ таковых структур у лиц с религиозным мировоззрением, страдающих психическими расстройствами в сравнении с тремя контрольными группами. Исследование носило пилотажный характер.
Основная группа (24 человека) состояла из больных с религиозным мировоззрением (православное вероисповедание), которые находились на катамнестическом наблюдении в отделении особых форм психической патологии ФГБНУ НЦПЗ. Эти больные страдали приступообразной формой шизофрении и были выписаны из отделений клиники НЦПЗ после прохождения лечения по поводу острых психотических приступов с синдромами психического автоматизма, галлюцинаторно-бредовыми состояниями, выраженными аффективно-бредовыми расстройствами. В момент прохождения исследования они находились в состоянии стойкой лекарственной ремиссии (не менее года) и обладали достаточной способностью к рефлексии, чтобы иметь возможность выполнять предложенные методикой требования.
Три контрольные группы включали: 2 группа (12 человек) — больных, не имеющих религиозного мировоззрения, клинические характеристики заболевания которых соответствовали основной группе; 3 группа (15 человек) — здоровых испытуемых православного вероисповедания; 4 группа (14 человек) — здоровых испытуемых, считающих себя неверующими (таблица 1).
Разделение испытуемых по признаку веры проводилось следующим образом: испытуемые относились к группе «неверующих», если они сами считали себя таковыми и не проявляли какой-либо заметной выраженной религиозности. Отбор в группу «верующих» проводился священнослужителем, в прошлом психологом, на основании проведения структурированного интервью. Целью его являлось — выявить различные стороны проявления религиозности, связанной, с одной стороны, со знанием и исповедованием основ православной веры, и, с другой стороны, с проявлением этой веры в жизни испытуемых. Критерием для отнесения в группу «верующих» являлась проявляющаяся в жизни однозначно и чётко выраженная религиозность. Вторым критерием для отбора группы православных больных в данном исследовании являлся факт прихода к православной вере задолго до начала инициальных этапов шизофренического процесса.
Таблица 1. Основная и контрольные группы
№ | Название | Описание | N | Обозначение |
1 | Православные больные | группа «верующих» была составлена на основании структурированного интервью, проводимого священнослужителем, в прошлом психологом | 24 | ПБ |
2 | Неверующие больные | группа была составлена из больных, которые сами считали себя «неверующими», и не проявляли какой-либо заметной выраженной религиозности | 12 | НБ |
3 | Православные здоровые | группу составили здоровые испытуемые православного вероисповедания | 15 | ПЗ |
4 | Неверующие здоровые | группу составили здоровые испытуемые, считающие себя неверующими | 14 | НЗ |
В качестве исследовательского инструмента была разработана методика, основанная на подходе личностных конструктов Дж.Келли [2]. В качестве элементов при построении решётки использовался список ценностей, выделенный на предварительных этапах исследования (приложение 1).
Данная методика позволяет выявить как состав, так и структуру осознаваемых человеком смысловых образований. Для выявления смысловых образований использовались метод триад и «лестница Хинкла», а для выявления скрытой структуры этих образований — оценочная репертуарная решетка. Полученные данные были статистически обработаны посредством факторного и корреляционного анализов, а также — дискриминантного анализа вариаций.
Результаты исследования.
Наиболее важными и показательными оказались результаты факторного и корреляционного анализов.
В результате проведённого факторного анализа были выделены значимые факторы для каждой группы (таблица 2).
Большая сохранность структуры ценностно-смысловой сферы у верующих больных (сохранность у верующих больных общеправославных ценностей).
Прежде всего, обращает на себя внимание разница в факторной структуре исследуемых групп. Отметим здесь следующие два момента.
Во-первых, обнаруживается малое количество значимых факторов, выделенных в группе «неверующих здоровых» — всего 2 — по сравнению с количеством факторов в остальных группах — 4-5.
Наличие малого количества факторов можно расценивать как свидетельство того, что у представителей этой группы используется малое количество критериев (базовых ценностей), посредством которых человек оценивает окружающее. В этом выражается как бы неразвитость системы базовых ценностей, когда один и тот же базовый критерий используется при оценке самых различных сторон жизни.
Во-вторых, сравнивая между собой попарно группы верующих (больных и здоровых) и неверующих (больных и здоровых), можно отметить следующее: с одной стороны, наблюдается значительная схожесть факторных структур при сравнении групп православных здоровых и православных больных. Здесь имеется в виду близость как по числу факторов — 5 и 4 соответственно, так и по смысловому содержанию — первые два фактора и у той и у другой группы практически совпадают.
Первый (ведущий) фактор в этих группах связан со стремлением к Богу и, при этом, с близкими отношениями с людьми. Ценность «материальное благополучие» является ведущим и определяющим второго по значению фактора, с одинаковым весом в обеих группах верующих. Акценты их также близки. Такая схожесть ценностно-смысловых структур обоих групп верующих указывает на то, что психическая болезнь фактически не разрушает основу структуры иерархии ценностей.
Таблица 2. Анализируемые факторы основных групп
ГРУППЫ |
ПРАВОСЛАВНЫЕ | НЕВЕРУЮЩИЕ | |||
БОЛЬНЫЕ | ЗДОРОВЫЕ | БОЛЬНЫЕ | ЗДОРОВЫЕ | ||
Факторы: количество | 4 | 5 | 5 | 2 | |
11-й | Вес | 4.162 | 3.648 | 2.756 | 6.956 |
Содержание | деятельное стремление к Богу и реализация в этом смысла своего существования в сочетании с бережным и чутким отношением к другим людям | личностные, близкие отношения к людям в соединении со стремлением к Богу | блок общения с родными, близкими | духовное, душевное и интеллектуальное, как проявление нематериального | |
22-й | Вес | 2.626 | 2.663 | 2.258 | 3.80 |
Содержание | материальное благополучие | материальное благополучие, стабильность | здоровье, уверенность в будущем | материальное благополучие | |
33-й | Вес | 2.552 | 1.962 | 2.178 | — |
Содержание | умение бескорыстно ладить с людьми, не причиняя вреда | развитие духовных качеств как смысл существования | абстрактное стремление к Богу и поиск смысла жизни | ||
44-й | Вес | 1.954 | 1.835 | 2.159 | — |
Содержание | чувство внутренней стабильности, ощущение опоры, твердости, уверенности, безопасности. | здоровье | самореализация в профессии | ||
55-й | Вес | — | 1.679 | 2.037 | — |
Содержание | творчество | материальное благополучие (допускающее игнорирование интересов других людей) |
С другой стороны — вся факторная структура у неверующих испытуемых меняется с болезнью радикальным образом: из 2-факторной, с одним безусловно лидирующим фактором (у здоровых неверующих), она превращается в 5-факторную, с равномерным распределением весов факторов (у неверующих больных). Так же радикально меняется и содержательное наполнение факторов.
Таким образом, сравнительный анализ структуры и содержания ценностно-смысловой сферы верующих и неверующих больных показывает значительно большую стабильность, устойчивость ценностно-смысловой структуры верующих православных больных, когда даже тяжёлая болезнь принципиально не меняет ее структуру. В то же время, структура и содержание ценностно-смысловой сферы неверующих больных существенно меняется в ходе болезни.
Различное отношение к здоровью у верующих и неверующих больных.
У неверующих больных «здоровье» является ведущей ценностью второго фактора и тесно сочетается с ценностями «уверенность в завтрашнем дне» и «хорошее отношение к себе».
Обращает на себя внимание, что у верующих больных не выявляется отдельный фактор с четко выраженной ценностью «здоровье». У этой группы ценность «здоровье» входит во 2-й фактор с достаточно большим весом, но совсем не является там ведущим. Принадлежность этой ценности ко второму фактору скорее всего говорит о том, что здоровье в восприятии верующих больных тяготеет к материальному и является составляющей благополучия (таблица 2).
Отсутствие отдельного фактора с четко выраженной ценностью «здоровье», вероятнее всего, связано с христианским пониманием болезни и здоровья, которые занимают в православной системе отношений к миру вполне определённое положение. Согласно этому пониманию болезнь не является злом, поскольку она не препятствует спасению человека, возрастанию его к Богу. Болезнь воспринимается лишь как особые (не более чем), специфические условия, в которых совершается это возрастание. Ни смысл жизни человека, ни пути достижения его принципиально не меняются. Таким образом, болезнь не препятствует полноценной православной жизни, не является преградой для духовного возрастания и достижения смысла жизни.
Полагаем, что это мироощущение и проявляется в устойчивости ценностно-смысловой структуры православных людей в ситуации болезни.
Различное отношение к духовному развитию у верующих и неверующих больных
В контексте нашей темы представляет интерес отношение испытуемых к таким ценностям, как «стремление к Богу» и «развитие в себе духовных качеств».
У православных больных обе эти ценности с высокой нагрузкой (0.837 и 0.853 соответственно) входят в состав первого (самого значимого) фактора. И это не удивительно для православных людей вообще; но примечательно, что эти ценности остаются практически равнозначными как для здоровых верующих, так и для верующих пациентов.
Отметим также, что это устремление деятельно и сочетается с бережным отношением к ближним (нагрузка ценности «чуткость к нуждам других людей» составляет 0.707). Точно также с высокой нагрузкой эти три ценности входят в состав первого фактора здоровых верующих.
Обращает на себя внимание несколько парадоксальное отношение к этим ценностям у второй группы больных. Эта группа изначально формировалась из людей неверующих. В процессе факторного анализа выясняется, что ведущими ценностями третьего фактора являются «стремление к Богу» и «поиск смысла существования» с нагрузками 0.849 и 0.738 соответственно. Более подробный содержательный анализ состава данного фактора позволяет предполагать, что обе эти ценности не связываются ни с каким определенным поиском, а остаются на уровне абстрактных, декларируемых ценностей.
Итак, полученные результаты позволяют сделать следующие выводы, которые являются значимыми в контексте данного исследования:
- У верующих больных (в отличие от больных неверующих) сохраняется основная структура и состав ценностно-смысловой сферы. Это позволяет утверждать, что психическое заболевание принципиально не изменяет эту сферу у пациентов, являвшихся верующими людьми до манифестации болезни.
- В качестве ведущего фактора у православных больных сохраняется деятельное стремление к Богу и развитию в себе духовных качеств.
- Понятия «здоровье» также как и «болезнь» включены в мировоззрении верующих больных, в общий контекст их духовной, душевной и телесной жизни. И поэтому факт появления психического заболевания не вносит критических изменений в картину мира этих больных.
Практическим выводом из полученных результатов является то, что подход к конфессионально-ориентированной реабилитации должен формироваться с учетом особенностей ценностно-смысловых структур православных больных, в частности, с опорой на сохранные духовно-ориентированные ценности пациентов. Именно мероприятия, обращенные к этим ценностям, могут являться движущим мотивационным моментом для включения пациентов в реабилитационную работу.
Эти выводы являлись причиной того, что, наряду с организацией комплексного подхода в реабилитации больных, включающего психиатрическое динамическое наблюдение (целью которого было устранение проявлений продуктивной психической патологии, редуцирование резидуальной симптоматики, стабилизация состояния ремиссии, доступная профилактика экзацербации процесса), проводились поиски таких форм религиозной (православной) жизни, которые являлись бы доступными, приемлемыми и желаемыми для наших пациентов, а также позволяли бы им приобщиться к полноценной, в их представлении, православной жизни и в наибольшей степени способствовали комплексной реабилитации пациентов.
Реабилитационная работа проводилась путем создания реабилитационной группы пациентов, которая основывалась на конфессиональном единстве и формировалась вокруг общины больничного храма, ядром которой были врачи, психологи, другие сотрудники отдела и их родственники. Одним из ведущих методов работы являются реабилитационные поездки паломнической направленности. Этот метод представляется наиболее адекватным, учитывая выявленную иерархию ценностей больных, их мотивационную настроенность и образ жизни, основанный на религиозном мировоззрении.
Заключение: таким образом, сравнение мировоззрения в группах религиозных и нерелигиозных психических больных позволило выявить следующие особенности: большая сохранность структуры ценностно-смысловой сферы у верующих больных (сохранность у верующих больных общеправославных ценностей) и различное отношение к здоровью у верующих и неверующих больных. Данные особенности необходимо учитывать при выборе и осуществлении конфессионально-ориентированной реабилитационной работе с больными, страдающими эндогенными психическими заболеваниями.
Приложение 1.
Список ценностей по Дж.Келли:
- Не причинять вреда ничему живому.
- Стремиться к развитию в себе духовных качеств.
- Найти (реализовать) смысл своего существования.
- Создавать что-то новое, жить творчески.
- Быть здоровым (восстановить, сохранить, укрепить, обрести здоровье).
- Быть уверенным в завтрашнем дне (ощущать себя в безопасности в этом мире).
- Общаться с друзьями, с близкими людьми, родственниками.
- Хорошо относиться к самому себе (оценивать себя высоко).
- Максимально реализовать свои способности, умения, навыки.
- Добиться семейного благополучия, гармоничных отношений с родными и близкими.
- Улучшить свои жилищные условия.
- Добиться успеха в профессиональной деятельности, общественном положении.
- Добиться материального благополучия.
- Уметь ладить с людьми.
- Быть чутким к нуждам других людей.
- Стремиться к Богу.
Список литературы
- Гурович И.Я. Актуальность разработки и внедрения в систему оказания психиатрической помощи новых современных методов психосоциальной (включая когнитивную) терапии и реабилитации. В книге: Психосоциальная и когнитивная терапия и реабилитация психически больных. Практическое руководство: коллективная монография. Под редакцией профессора И.Я. Гуровича и профессора А.Б. Шмуклера. Москва, 2015.- с.12-18.
- Келли Дж. Теория личности: психология личных конструктов. — СПб.: Речь, 2000.
- Ястребов В.С., Митихип В.Г., Солохина Т.А., Михайлова И.И. Системно-ориентированная модель психосоциальной реабилитации // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2008: Т.108.- №6. — С. 4-10