• Первая Московская конференция «Религиозность и клиническая психиатрия»

Семейные клубы трезвости. 20-лет в России

Протоиерей Алексий Бабурин, к.п.н. Г.В. Гусев, Е.Ю. Иконникова, А.И. Магай,

Межрегиональное общественное движение в поддержку семейных клубов трезвости

Координационный центр  по противодействию алкоголизму и  наркомании Северного Московского викариатства, Москва

Материалы III Международной научно-практической конференции «Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация». 6-7 ноября 2013 г.

Аннотация: семейный клуб трезвости – это сообщество семей, добровольно объединившихся для решения проблем химической или нехимической зависимости членов семьи. Участие во встречах в клубе позволяет приобретать навык рассуждения о началах добра и зла, учиться лучше понимать ценностный смысл своих поступков, дисциплинировать поведение и сдерживать грубые эмоциональные реакции. Важнейшее место в работе СКТ занимает духовно-ориентированная групповая беседа.

Ключевые слова: семейный клуб трезвости (СКТ); община трезвости; православие; духовно-ориентированный диалог; Бабурин; Худолин; Флоренская

Family Clubs of Sobriety. 20 years in Russia

Priest Baburin Alexey N., Gusev Georgij V.

Ikonnikova Elena Y., Magay Andrey I.

Interregional social movement in support of family clubs of sobriety

 Summary:Family sobrietyclub (FSC) — a community offamilies, voluntarily unitedto meet the challengesof a chemical ornon-chemicaldependent of their family members. Participationin the meetings ofthe cluballows toget the hang ofarguments about theprinciples of good andevil,learn tobetter understanding theevaluativemeaningof their own actions, behavior anddisciplineto restraincoarse emotionalreaction.The most important placein theFSCisspiritually-based groupchats.

Key words: Family Clubs of Sobriety (FCS), orthodoxy,church rehabilitation, spiritual the focused dialogue, Baburin, Hudolin, Florenskaya.

Семейные клубы трезвости (СКТ), как программа реабилитации людей, зависимых от употребления алкоголя и других психоактивных веществ, существует в России свыше 20 лет. Об опыте работы СКТ сообщалось в исследовании, проведенном коллективом авторов – А.Н. Бабурин, А.Ф. Ермошин, В.Н. Жохов, М.Н. Карпова, А.В. Никулин, Л.Г. Турбина — в 1994 году и опубликованном в журнале «Вопросы наркологии» [1].

За прошедшее с момента последней публикации время деятельность семейных клубов трезвости претерпела значительные изменения, о чем хотелось бы подробнее остановиться в этой статье.

Основоположником программы СКТ является хорватский психиатр Владимир Худолин, всемирно признанный эксперт по проблемам, связанным с потреблением алкоголя [2].

Первые семейные клубы трезвости были созданы в Загребе в 1964 году, в 1979 году СКТ начали свою деятельность в итальянском городе Триесте. На сегодняшний день СКТ представлены в 34 странах мира [3].

Согласно методологии Худолина, пристрастие к психоактивным веществам представляет собой интегральную экосистемную антрополого-спиритуальную биопсихосоциальную проблему. Исследованию этого подхода большую часть своей профессиональной деятельности посвятил клирик Русской Православной Церкви, врач-психиатр, старший научный сотрудник Научного центра психического здоровья РАМН  протоиерей Алексей Николаевич Бабурин. Под его руководством в 1992 году при Никольском храме в селе Ромашково Московской области был образован первый в России СКТ, а в 1994 году он сам начал проводить занятия в таком клубе. Многогранный опыт протоиерея Алексия Бабурина нашел отражение в докладе, сделанном на I Всероссийском съезде православных врачей в сентябре 2007 года, отразившем более чем 15-летий опыт работы СКТ [4].

Семейный клуб трезвости – это сообщество семей, добровольно объединившихся для решения проблем, обусловленных химической или не химической зависимостью кого-то из членов семьи. Клуб является неотъемлемой частью общества со всеми ему присущими проблемами. Двери клуба открыты для семей с разными проблемами, обусловленными потреблением психоактивных веществ. Целью работы СКТ является не столько отказ от употребления алкоголя либо наркотиков, но скорее изменение всего образа жизни человека.

В приказе Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 марта 1997 года №76 «О наркологических реабилитационных центрах» в пункте 3.8 приложения №1 государственным реабилитационным наркологическим центрам предписывается «участие в создании общественных психотерапевтических и реабилитационных ячеек и групп вне структуры центра (семейные клубы трезвости, группы «анонимных алкоголиков» (АА), «анонимных наркоманов» (АН) и т.п.)[5]. Таким образом, деятельность СКТ отражена в основном документе государственного медицинского ведомства.

На сегодняшний день при современном уровне развития научных знаний уже не представляет сомнения, что путь решения вопросов, связанных  с зависимостью от психоактивных веществ лежит не только в плоскости медико-психологических методов работы с зависимыми и созависимыми группами людей. Большое место занимает социальная обстановка, отношение конкретных людей и государства к здоровому образу жизни в целом. Не редко приходиться слышать, что по-настоящему решить проблему алкоголизма и наркомании возможно только в случае добровольного обращения человека к духовной сфере, наполненной высшими смыслами и ценностными структурами для личности человека.

Таким образом, важнейшее место в работе СКТ занимает духовно-ориентированная групповая беседа. В исследованиях доктора психологических наук Т.А. Флоренской, докторская диссертация которой посвящена духовно-ориентированному диалогическому собеседованию, указывается на важность именно такой формы работы. Внимательное выслушивание собеседника во время общения, создание  атмосферы принятия, сочувствия ему, способность не разделять его негативные эмоции – необходимые условия такого диалога. По мнению Тамары Александровны, не морализаторство и попытки поучать, а разговор на уровне понимания собеседника, умение быть на стороне его духовного «Я», его голоса совести помогает «не воздействовать, а влиять» на личность человека, а значит побуждать к сознательному изменению его жизненных ориентиров [6].

Организационной формой устройства СКТ является клуб, в котором может состоять от 2 до 12 семей. Присутствие на встрече большего количества семей затрудняет возможность общения и свободного высказывания мнений каждым из  членов  клуба.

На встречах, проходящих один раз в неделю в течение двух часов, в доброжелательной атмосфере принятия, за чашкой чая проводятся беседы на темы, волнующие всех и каждого, исключая политику. На встречах в клубе зачастую присутствуют квалифицированные специалисты (священники, психологи, врачи), специально приглашаются люди с богатым жизненным опытом  и «ветераны» клуба, успешно преодолевшие проблему зависимости от психоактивных веществ и длительно ведущие трезвый образ жизни.

Как правило, темой обсуждения на встрече становятся вопросы, особо беспокоящие собравшихся людей. Во время общего разговора обсуждаются семейные отношения, воспитание детей, сложные ситуации на работе, поучительные истории из жизни любого члена клуба. Обязательно обсуждаются проблемы, обусловленные патологическим пристрастием к психоактивным веществам, приведшим людей в клуб. Поводом для возобновления разговора на эту тему становится приход в клуб нового члена. Тогда «ветераны» клуба, люди с большим стажем воздержания, делятся своим опытом с новичком. При этом рассматриваются медицинская сторона алкоголизма либо наркомании, стадии и закономерности их развития, условия, при которых можно остановить их пагубную разрушительную работу. В случае обращения в клуб родственников зависимых людей либо их друзей, большое внимание уделяется вопросам, связанным с явлением созависимости. Психологический разбор патологических отношений созависимых людей к своим близким, а также пути их преодоления становятся объектом обсуждения. Немалое внимание уделяется и нравственным вопросам в связи с поступками отдельных людей и отношений в семьях в целом.

Основными принципами общения, способствующими сплочению людей с разными проблемами, взглядами, да и в целом жизненным опытом, являются взаимная поддержка, стремление разделять боль и страдания другого как свои собственные. На встречах в клубе каждый имеет право высказаться и быть выслушанным до конца, любой из членов клуба может выразить свое мнение, поделиться собственным опытом. Конечно же, в обстановке неформального общения среди членов клуба бывают попытки навязывать свое мнение окружающим или уклониться в оценочные суждения. Но многолетний опыт работы семейных клубов трезвости свидетельствует, что благотворное изменение в жизни семей бывает возможным лишь тогда, когда люди оказываются в обстановке искреннего и по-настоящему дружеского общения.

Итак, участие во встречах в клубе предполагает обучение не только медицинским знаниям, а также психологическим навыкам и умениям по преодолению тех или иных затруднений в межличностных отношениях, но также развитие духовных возможностей и способностей человека. Это позволяет человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, приобретать навык рассуждения о началах добра и зла, учиться лучше понимать ценностный смысл своих поступков, дисциплинировать поведение и сдерживать грубые эмоциональные реакции.

Помимо бесед один в раз неделю большое значение в возвращении зависимых людей к трезвому образу жизни имеет творческая, спортивная и культурно-просветительская деятельность в семейных клубах трезвости.

Так, по материалам документальных дневниковых записей, ведущихся на каждом заседании клуба, был создан спектакль «По самому по краю». Этот спектакль уже много лет является частью репертуара профессионального драмматического театра русской драмы «Камерная сцена». Силами членов СКТ создана театральная студия под управлением режиссера, прошедшего реабилитацию в клубах. Руководитель самодеятельного театра является единственным профессионалом среди его участников. Вовлеченность людей в творческий процесс благотворно влияют не только на эмоциональную жизнь актеров, проходящих этап ресоциализации, но также способствует реализации природных дарований и раскрытию новых творческих граней личности.

На регулярной основе ведет работу киноклуб, в котором под руководством профессионального киноведа члены клуба могут научиться лучше разбираться в своих душевных переживаниях и обсуждать их после просмотра нравственно-значимой киноленты.

Важность спортивных занятий в реабилитационных мероприятиях СКТ нашла отражение в проводимых два раза в год спортивных праздниках. Зимний биатлон и летние командные игры способствуют формированию чувства локтя среди участников, укрепляют взаимопонимание и создают ситуацию, когда физические занятия и близкий эмоциональный контакт в достижении общих целей порождает чувство доверия и ответственности за выполняемое дело.

Говоря о различных подходах, используемых в реабилитации и ресоциализации людей, зависимых от использования психоактивных веществ, стоит также упомянуть о поездках по историческим и культурным центрам России и ближнего зарубежья. Знакомство с ключевыми для истории страны местами способствует укреплению духовного стержня личности, актуализирует чувство патриотизма, формирует дополнительные мотивационные стимулы к изменению прежнего образа жизни. Зачастую такие поездки носят паломнический характер и представляют большую значимость для людей с религиозным мировоззрением.

В завершении необходимо сказать, что изменение мировоззрения и всего образа жизни, претерпеваемого участниками семейных клубов трезвости на пути избавления от пагубных пристрастий, сопровождается восстановлением разрушенных или готовых к разрушению браков. У тех, кто был далек по тем или иным причинам от создания семьи, семьи появляются, и в них рождаются дети. Но, пожалуй, что представляет наибольшее значение для участников семейных клубов трезвости, те люди, которые были далеки от Бога и церкви до прихода в них, стали посещать церковные службы и активно интересоваться вопросами духовной жизни, что свидетельствует о духовно-нравственном возрождении личности.

Литература:

  1. А.Н. Бабурин, А.Ф. Ермошин, В.Н. Жохов, М.Н. Карпова, А.В. Никулин, Л.Г. Турбина. Опыт работы семейных клубов трезвости. //Вопросы наркологии. – 1994. — №2. – С.91-94
  2. Сайт семейного клуба трезвости в Сардинии http://www.hudolin.it/
  3. Сайт итальянской ассоциации СКТ AICAT — http://www.alcoholnet.net/
  4. Доклад протоиерея Алексия Бабурина на I Всероссийском съезде православных  врачей в г. Белгород в сентябре 2007 года на официальном сайте МОД СКТ  http://modskt.ru/dokladyi_i_lektsii/Protoierey-Aleksiy-Baburin-Dushepope.html
  5. Приказ Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 18 марта 1997  года №76 «О наркологических реабилитационных центрах»  — http://www.med-pravo.ru/PRICMZ/PricMZ1997/76/Pric76-1-2.htm
  6. Т.А.Флоренская. Диалог в практической психологии. Наука о душе.Изд-во «Владос», 2001 г.

This slideshow requires JavaScript.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *