• Первая Московская конференция «Религиозность и клиническая психиатрия»

Волонтерское движение в области профилактики зависимого поведения на примере семейных клубов трезвости

Магай А. И.

врач-психиатр, ведущий семейного клуба трезвости

 (Межрегиональное общественное движение в поддержку семейных клубов трезвости),

специалист Координационного Центра по противодействию алкоголизму и наркомании Северного Московского викариатства

 Материалы III Международной научно-практической конференции «Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация». 6-7 ноября 2013 года. МОСКВА, МГППУ

Аннотация: Представлен двадцатилетний опыт волонтерского движения в области профилактики и реабилитации зависимого поведения на примере опыта организации и деятельности семейных клубов трезвости с опорой на духовные ценности в Москве, Московской области и других регионах России. Эффективность движения выражается духовно-нравственным возрождением личности, восстановлением разрушенных или готовых к разрушению браков, Даются методологические принципы организации и алгоритм выстраивания работы клубов трезвости.

Ключевые слова: семейный клуб трезвости, православие, община трезвости, духовно-ориентированный диалог, волонтерское движение, Тамара Флоренская, Владимир Худолин, протоиерей Алексий Бабурин.

 Volunteerism Progression in Field of the Preventionof Addictive Behavioron the Example ofFamily Sobriety Clubs

 Magay A.I.

psychiatrist, master offamily sobriety club(interregional public movement in support of family sobriety clubs ), specialist of the Coordination Centre  for combating alcoholism and drug addiction inMoscow NorthernVicariate

             Summary: Here is submitted twenty years -experience of volunteering in field of the prevention and rehabilitation of addictive behavior which is based on the organization and activities experience of family sobriety clubs relying on spiritual values ​​in Moscow, the Moscow region and other regions of Russia. Effectiveness of this movement is expressed by spiritual and moral personality regeneration, by restoration of marriages being destroyed or ready to destroy. Also here are given the methodological principles of organization and alignment algorithm of sobriety clubs construct and context.

            Key words: family sobriety club; Orthodoxy; the sobriety community; spiritual-oriented dialogue; volunteer movement; Tamara Florenskaya; Vladimir Hudolin; Fr Alex Baburin.

 Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что организация волонтерского движения является одной из наиболее успешных форм осуществления общественных инициатив в профилактике аддиктивного поведения, реабилитации, ресоциализации и психолого-педагогического сопровождения лиц с зависимым типом поведения.

Хотелось бы рассказать о двадцатилетнем опыте осуществления волонтерской работы в Москве, Московской области и других регионах России.

В основе любого волонтерского движения должна стоять чрезвычайно важная смыслообразующая идея. Такой идеей в семейных клубах трезвости, организованных в России по инициативе научной общественности и представителей Русской Православной Церкви, является возможность помощи людям,страждущим недугами пьянства, наркомании, игромании, табакокурения и другими пагубными привычками посредством организованного определенным образом общения.

Прообразом семейных клубов трезвости в России стали подобные волонтерские организации в Европе, работа которых опиралась на научные исследования и опыт работы известного хорватского психиатра Владимира Худолина.

Основной подход в методологии Владимира Худолина – это понимание того, что проблема пагубной привычки, сформировавшаяся внутри семьи, может быть преодолена также посредством особым образом организованного общения внутри семьи, а точнее – круга семей. При этом используется био-психо-социо-духовный принцип взгляда на личность человека.

По опыту европейских коллег, число таких семей не должно превышать двенадцати. Модерацию общения в кругу семей осуществляет человек, который сам испытывал подобные проблемы в прошлом, но посредством такого общения сумел их преодолеть.

Основным в общении семей в клубе считается необходимость выслушивать друг друга, делиться собственным положительным опытом преодоления зависимого поведения, доброжелательное и принимающее отношение участников встреч друг к другу.

Первоначально получивший распространение в Европе метод Владимира Худолина в условиях российской действительности был видоизменен, сохранив важные системообразующие смыслы – организационную структуру, общение в кругу семей, собрание людей, разделяющих общие ценности.

Привнесенным компонентом оказалась опора на духовные ценности, провозглашаемые Русской Православной Церковью. Клубы стали организовываться при церковных приходах. Священник и церковный приход стали выполнять задачу не только помощи людям в предоставлении места для встреч и консультации нуждающихся в разрешении духовных вопросов, но направления страждущих и членов их семей к спасительному пути исцеления от различного вида зависимостей через приобщение к ценностям православного мировоззрения, раскрывая смысл существования семьи как малой Церкви.

Таким образом, семейные клубы трезвости стали неотъемлемой частью системы церковной реабилитации лиц с пагубным пристрастием и их семей, выступая в качестве спасительного мостика между церковной общиной и обществом трезвости при церковном приходе в его классическом понимании.

В своем современном виде основным научным инструментом, используемым в работе семейных клубов трезвости, служит метод диалогического общения, опирающийся на принцип духовно-ориентированного диалога Тамары Флоренской. Важное условие, позволяющее ему успешно использоваться в работе на приходе, состоит в собрании людей в семейном кругу, когда в одном смысловом пространстве может быть представлена позиция родителей и детей, страждущих и их родственников; людей, находящихся только в начале пути трезвости, и тех, кто уже добился значительных высот на пути духовно-нравственного роста. Помощь в направлении беседы осуществляет ведущий семейного клуба трезвости, прошедший необходимую подготовку, а также специалисты-профессионалы.

В духовном отношении беседы в семейных клубах трезвости позволяют делиться опытом преодоления зависимого поведения и решения конфликтных ситуаций, возникающих внутри семейных отношений, с позиции православного аскетического опыта, десяти евангельских заповедей и заповедей блаженств. Основным помощником в этом выступает священник – духовник семейного клуба трезвости.

Начало работы семейных клубов трезвости было положено в 1992 году в Подмосковном селе Ромашково. На протяжении более пятнадцати лет непосредственное ведение встреч осуществлял руководитель и основатель клубов протоиерей Алексий Бабурин. В дальнейшем число клубов увеличилось до пяти, а их ведущими стали выпускники, освоившиеся в трезвости и получившие необходимые навыки в проведении встреч. В 2011 году было образовано Межрегиональное общественное движение в поддержку семейных клубов трезвости, деятельность которого стала реализовываться на церковных приходах города Москвы, Московской области и других регионов.

На сегодняшний день волонтерское движение семейных клубов трезвости представлено 12-ю действующими клубами Москвы, из которых шесть действуют на территории Северного административного округа (САО), три в Центральном административном округе (ЦАО), один в Северо-Восточном административном округе (СВАО), один в Юго-Восточном округе (ЮВАО) и один в Северо-Западном округе (СЗАО). Два клуба осуществляют свою деятельность в Подмосковье (г. Фрязино, Щелковский район, г. Куровское, Павло-Посадский район). Также движение представлено клубами в Тверской, Калужской областях, республике Башкортостан. Подготовку в семейных клубах трезвости получили специалисты, ведущие свою работу в Нижегородской области (г. Кстово), в г. Подольске, в г. Павлов-Посад.

Таблица 1

Территория Количество клубов Распределение Всего
Москва 12 САО – 6, ЦАО – 3, СВАО – 1, ЮВАО – 1, СЗАО — 1  
Московская область 2    
Тверская область 1    
Калужская область 1    
Р. Башкортостан 1    
      17

Все виды помощи, предполагающие не только встречи в клубах трезвости, но также индивидуальные беседы, патронажные действия, занятия в творческих студиях, предоставляются на безвозмездной основе.

Основу волонтерского движения составляют волонтеры-добровольцы, составляющие актив движения. Они участвуют в непосредственном проведении бесед на семейных клубах трезвости, осуществляют координацию и организацию помощи семьям, оказавшимся в особенно трудных жизненных ситуациях, направляют творческие процессы среди членов клуба, участвуют в социальной деятельности в рамках движения. Среди волонтеров специалисты-профессионалы (священники, клинический психолог, психолог-педагог, социальный педагог, врач психиатр-нарколог, социальный работник) и люди, не получившие специального образования, но прошедшие подготовку по программе работы семейных клубов трезвости «на рабочем месте».

Таблица 2

  Количество человек Всего
Ведущие клубов 13  
Священники 5  
Психологи 3  
Врач психиатр-нарколог 1  
Педагоги 3  
Социальный работник 3  
    28

 

Взаимодействие между специалистами может быть представлено следующей схемой: во время беседы в клубе с ведущим происходит обсуждение основных вопросов встречи. Наиболее трудные вопросы, требующие индивидуального решения, могут быть обсуждены во время консультации со специалистами (священником, психологом или врачом), которые могут предложить другие возможности решения возникшей проблемы.

Специалистами также осуществляется взаимодействие с иными церковными, государственными и общественными организациями, способными помочь разрешению затруднения в каждом конкретном случае.

Так, наиболее показателен пример взаимодействия семейных клубов трезвости с подобными организациями на основании опыта Координационного Центра по противодействию наркомании и алкоголизму Северного викариатства Московской епархии, созданный по благословению архиепископа Егорьевского Марка в апреле 2013 года. Деятельность Координационного центра осуществляется силами волонтерского движения семейных клубов трезвости.

Специалисты консультационной службы, имеющей постоянно действующий телефон доверия, осуществляют первичный прием населения Северного административного округа г. Москвы. Во время беседы осуществляется дифференциальная диагностика состояния обратившегося за помощью и определяется возможность оказания соответствующей помощи.

В случае выраженной медицинской составляющей проблемы (алкогольная или наркотическая интоксикация, психиатрические проблемы) обратившемуся рекомендуется получение необходимой стационарной помощи в соответствующих лечебных учреждениях города. После лечения предлагается повторное обращение в консультационную службу для дальнейшего решения вопроса о предоставлении помощи.

Обратившиеся, нуждающиеся в нахождении в условиях православных реабилитационных центров, также направляются в соответствующие организации в тесном взаимодействии с Координационными центрами по противодействию алкоголизму и наркомании при Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ, имеющими обширные базы подобных организаций.

В случае возможности получения помощи в рамках работы амбулаторной программы семейных клубов трезвости, обратившийся за помощью и его родственники направляются на беседы в наиболее удобные для них семейные клубы трезвости.

В Координационный центр Северного викариатства страждущие и их родственники могут быть направлены по телефону доверия службы Милосердия при Синодальном отделе по ЦБиСС, а также по направлению Координационных центров по противодействию наркомании и алкоголизму при Синодальном отделе ЦБиСС.

Таким образом, действующее волонтерское движение помощи по программе семейных клубов трезвости в г. Москве и регионах еженедельно оказывает помощь свыше 120 семей (среднее количество семей на встрече клуба 6). При этом существующая на сегодняшний день резервная возможность клубов предполагает оказание помощи еще не менее 80 семей (предполагается полное количество участников встреч на каждом клубе до 12 семей).

В целях увеличения количества специалистов, подготовленных к работе по программе семейных клубов трезвости, Координационным центром при Северном викариатстве Московской епархии в октябре-ноябре 2013 года планируется проведение краткосрочных образовательных курсов среди добровольцев и священников, в ходе которых будут представлены основные принципы работы семейных клубов трезвости, проведены мастер-классы.

Помимо встреч в клубах, участники семейных клубов трезвости принимают активное участие в творческих проектах. Так, на протяжении пяти лет в Московском Доме Кино регулярно действует дискуссионный клуб «Психореальность кино», на котором обсуждаются интересные с духовной точки зрения произведения кинематографа.

Участниками семейных клубов трезвости также подготавливаются видеоролики и небольшие видеофильмы, которые становятся предметом обсуждения на встречах. Также действует хор семейных клубов трезвости, одной из задач которого является способствовать обучению желающих клиросному пению. Силами театральной студии семейных клубов трезвости был подготовлен спектакль «Кудеяр-атаман и шайка разбойников», занявший первое место на Сретенском театральном фестивале. С 2006 года в репертуаре театра «Камерная сцена» находится спектакль «По самому по краю», созданный по документальным материалам работы семейных клубов трезвости. В 2008 году была опубликована книга «Вразуми меня и буду жить», непосредственно описывающая опыт работы клубов.

В завершение необходимо сказать, что изменение мировоззрения и всего образа жизни, претерпеваемого участниками семейных клубов трезвости на пути избавления от пагубных пристрастий, сопровождается восстановлением разрушенных или готовых к разрушению браков. У тех, кто был далек по тем или иным причинам от создания семьи, семьи появляются, и в них рождаются дети. Но наибольшее значение для участников семейных клубов трезвости имеет тот реальный факт, что люди, которые были далеки от Бога и церкви до прихода в них, стали посещать церковные службы и активно интересоваться вопросами духовной жизни, что свидетельствует о духовно-нравственном возрождении личности.

This slideshow requires JavaScript.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *